Изолинии на карте

Карты плоские, а поверхность земли неровная. Как же на карте изображаются формы рельефа?

Изолинии на карте – это изогипсы, которые соединяют точки, расположенные на одинаковой высоте над уровнем моря. На карте масштаба 1:50 000 (одна пятидесятитысячная) они обычно проводятся через каждые 10 м, а на карте 1:25 000 – через 5 м. На хороших картах некоторые изолинии снабжены указанием высоты.

Научиться различать изображения холмов и оврагов не так уж трудно. Правило здесь таково: чем ближе друг к другу проходят изолинии, тем круче склон. Если они расположены далеко друг от друга – значит, склон пологий, а если их совсем нет – значит, здесь равнина. Научившись работать с картой, вы будете «видеть» изображенный на ней рельеф местности.


Выбор маршрута

Чаще всего маршрут складывается в вашей голове еще до начала похода – вы хорошо представляете себе его начало и конец. В этом случае еще на этапе подготовки надо тщательно изучить карту. И даже если вы идете вместе с группой, в которой за ориентирование отвечает кто-то другой, вам все равно надо заранее поработать с картой, чтобы хорошо представлять себе, по какой местности вам придется идти.

Выходить в дорогу, не имея ни малейшего понятия о том, каков будет ваш маршрут, – идея очень плохая. Ведь главное условие успешного похода – это его тщательная подготовка. Разрабатывая маршрут, продумайте следующие моменты.

• Подъездные пути. Если вы хотите, чтобы вас отвезли к месту старта на машине, проверьте по карте, есть ли там подъездные пути. Во многих случаях их просто нет, а если вы не сможете добраться до места старта, ваша экспедиция закончится, не начавшись.

• Места для лагеря. Если ваш поход будет продолжаться несколько дней, где вы собираетесь разбивать лагерь для ночлега? Проверьте, есть ли в этих местах вода, дрова и укрытия. Покрыта ли местность, куда вы отправляетесь, лесом, или она совершенно голая? Надо ли брать с собой палатку, или на местности вы найдете все необходимое для сооружения шалаша?

• Каков рельеф местности, по которой будет проходить поход? Есть ли на ней крутые склоны, на преодоление которых у вас уйдет много сил, что сократит расстояние, покрываемое вами за день?

• Встретятся ли вам на пути водные преграды? Если да, то как вы будете их преодолевать? Придется ли вам отмерить много километров в поисках моста? Каков характер почвы – она сухая и хорошо дренированная или болотистая, что сильно затруднит ваш путь? (Во время отборочных испытаний на право служить в спецназе мы научились бояться значков на карте, которыми обозначают «заболоченную местность». Как часто мы вспоминали их, часами бредя по колено в воде!)

• Придется ли вам подниматься в горы на такую высоту, где заканчивается пояс лесов? На высокогорьях не растут деревья – обычно из-за очень низких температур. Для участия в высокогорных экспедициях требуются особые навыки, одежда и снаряжение: горные палатки, защищающие от ветра, теплая одежда, обувь с шипованной подошвой для хождения по ледникам и запасы топлива, поскольку дров там нет.

• Имеется ли на пути достаточное количество ориентиров и объектов, по которым можно будет определить азимут и уверенно ориентироваться на местности?

• Каковы климатические условия этой местности? Как они могут повлиять на ваше движение?

Я советую вам всегда выбирать маршрут, который проходит по местам наименьшего сопротивления географическим условиям, если, конечно, вам не хочется проверить себя в самых экстремальных ситуациях. Пологие склоны, проложенные другими людьми тропы, удобные водные пути – все это сделает ваш поход менее опасным.


Время и расстояние

Сколько километров вам предстоит пройти и за какое время вы одолеете это расстояние – не менее важные вопросы в ходе подготовки к экспедиции. Мы уже привыкли к дорожным знакам и показаниям спидометра, которые помогают нам определить, где мы находимся, когда едем на машине. В походе нам тоже хотелось бы это знать.

Но, к сожалению, это не так просто – измерение расстояния в шагах, особенно на неровной поверхности, дело очень монотонное и скучное. По карте можно определить общее расстояние до места вашего назначения, но ведь в ней не учитываются холмы, овраги и другие препятствия, которые добавят вам новые километры. Так что расстояние можно определить лишь приблизительно. Однако бывают ситуации, в которых примерный подсчет времени и длины пути не только полезен, но и необходим.

Однажды во время отборочных испытаний для службы в спецназе мне пришлось разыскивать палатку, в которой располагался промежуточный пункт контроля. Она стояла на вершине открытого всем ветрам холмистого плато. Была зимняя ночь, мела метель. Я провел на ногах уже 17 часов и сильно устал, промок и оголодал. Это был последний контрольный пункт, в котором я должен был отметиться. После этого я мог спуститься с гор в долину, где нас ждали грузовики. Видимости не было практически никакой, когда я скрючился в небольшом углублении, чтобы свериться с картой. Пункт моего назначения находился всего лишь в 250 м от меня, но я знал, что если пройду мимо, то буду потом много часов блуждать в метели. Я потратил на работу с картой больше времени, чем обычно, стараясь как можно точнее определить азимут (с учетом магнитного склонения) и рассчитать количество шагов. Двинувшись в путь, я сосредоточенно считал шаги, и в конце концов, съехав по склону небольшого холма, приземлился прямо на крышу палатки, которую искал! «Отлично, Медведь», – подумал я. Впрочем, у офицеров, сидевших в палатке, сложилось другое мнение после того, как они увидели в отверстии палатки ногу в ботинке 44-го размера!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: