Введение. Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Тема: Национальный вопрос в Испании в Новейшее время

Чебоксары


Оглавление

Введение

Глава 1. Межнациональные противоречия в Испании в 1918-1975 годах

1.1 Борьба национальных меньшинств в Испании за национально-территориальную автономию (1918-1939 гг.)

1.2 Национальная политика режима Ф. Франко

Глава 2. Национально-территориальное развитие Испании в 1976 - начале XXI века

2.1 Децентрализация государственного устройства Испании

2.2 Политико-правовое положение иммигрантов в Испании

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Многие российские ученые, насколько можно судить по появляющимся публикациям, продолжают придерживаться выработанного еще в рамках советского обществоведения взгляда на Испанию как на «многонациональное» - сейчас нередко употребляют термин «многоэтничное» - государство, в котором исторически сосуществуют издревле проживающие там основные коренные народы, иногда обозначаемые еще и как национальности, нации, этносы, этнические общности основного уровня. Эти народы/нации/этносы и т. д. суть испанцы, каталонцы, баски и галисийцы, со своими национальными языками, неповторимым в каждом случае этнокультурным обликом и, соответственно, отчетливым национальным самосознанием. Все они расселены достаточно компактно, - хотя имеются и районы чересполосного и смешанного обитания.

В ряду упомянутых выше четырех коренных народов каталонцы, галисийцы и баски традиционно трактуются у нас как «национальные меньшинства», тогда как самым многочисленным здесь «испанцам», или «собственно испанцам», отводится роль «господствующего» народа, во благо которого репрессивная государственная машина столетиями подавляла, эксплуатировала и ассимилировала всех остальных. Тема освободительной борьбы национальных меньшинств Испании против национального неравноправия, за признание своей самобытности и политическую национально-территориальную автономию неизменно присутствует в советской и российской испанистике. Вершиной успехов в этой борьбе долгое время считались события периода Второй республики (1931 - 1939) - ведь тогда каталонцы и баски сумели добиться для себя статуса территориальной автономии, а галисийцам получить аналогичный статус помешало только вторжение войск франкистских мятежников.

В следующий раз проблема автономии для национальных меньшинств всерьез напомнила о себе несколько десятилетий спустя, в 1960-е годы, на волне пробуждения общественно-политической активности различных слоев испанского общества, задавленных диктатурой. После 1975 года, когда началось стремительное преображение Испании по либерально-демократической модели, децентрализация государственного устройства и создание системы местного самоуправления стали одной из главных забот новой власти.

В послефранкистской Конституции 1978 года было зафиксировано право на автономию «национальностей и регионов». В настоящее время это государство представляет собой совокупность 17 автономных сообществ и двух автономных городов (Сеуты и Мелильи на североафриканском побережье).

Всякий, кто захочет сравнить границы вновь созданных автономных образований с территориями расселения упомянутых выше народов/наций/этносов, тут же обнаружит, что каждая из этих этнических территорий входит в состав сразу нескольких самоуправляющихся сообществ. Каталонцы, к примеру, проживают не только в Каталонии, но и в автономной Валенсии, на востоке автономного Арагона и на автономных Балеарских островах. Галисийцы, помимо Галисии, - в прилегающих районах автономных Астурии и Касти-льи-и-Леона. Баски - не только в Стране басков, но и в соседней автономной Наварре.

В данном случае заявила о себе - как это бессчетное количество раз происходило, происходит и, надо полагать, будет происходить в испанской истории - доминирующая роль областнического, «земляческого» фактора в самоопределении (самоидентификации) местных жителей, в их взаимоотношениях между собой, с государством и с внешним миром. Ведь термин «народы Испании» всегда означал в устах обитателей этой страны совсем не то, что привыкли - естественно, в соответствии с нашими представлениями, основанными на нашем собственном опыте - вкладывать в него мы. Если для нас, в силу укоренившейся за долгие десятилетия традиции, это выражение однозначно подразумевает этнокультурные сообщества («этносы»), «членство» в которых мыслится обязательным для каждого человека и при этом не зависит в принципе ни от места его проживания, ни от его воли, поскольку определяется, по сути дела, его генетическим происхождением, то есть наследуется от родителей (кроме известной ситуации выбора между «национальностями» отца и матери, если они не совпадают), и потому может быть зафиксировано в официальных документах и будет сопровождать человека на протяжении всей его жизни - как некая «объективная» и неотъемлемая характеристика (собственно, ведь так и было в нашей собственной стране до самого недавнего времени), - то в самой Испании за термином «народы» в применении к жителям этой страны может стоять разное содержание, в зависимости от контекста. И чаще всего имеются в виду группы населения, объединенные длительным совместным проживанием в пределах какой-то территории, обусловившим совместный опыт, в том числе и политический, общие интересы, чувство местной солидарности, черты сходства в облике, культуре, языке и т.д. При этом «этнокультурные» характеристики в целом подчиняются именно «земляческим» - то есть укорененности на территории данной местности, вовлеченности в местную социально-политическую жизнь, готовности отстаивать местные интересы против чужаков и т. д. К примеру, можно принадлежать (и в собственном мнении, и в глазах окружающих) к «арагонскому народу», «быть арагонцем» независимо от того, какой из трех язьяков, бытующих в разных частях региона Арагон - кастильский, собственно арагонский («aragones») или каталанский - является родным.

Но территориальная организация почти повсеместно иерархична. В случае с Испанией это выглядит так: страна в целом, как известно, исторически подразделяется на регионы (исторические области); регионы, в свою очередь - на провинции (при этом некоторые регионы имеют в своем составе только одну провинцию); последние - на комарки; те, в свою очередь, - на муниципии и так вплоть до отдельных селений и даже кварталов в рамках населенных пунктов... И ситуация здесь такова, что вот это «горизонтальное», «пространственное» группирование населения Испании, его подразделение на общности, каждая из которых осознает свое внутреннее единство и свои культурно-исторические отличия от других общностей того же уровня, - в целом соответствует вышеупомянутому территориальному иерархическому подразделению, сообразуется с ним. То есть перед нами - иерархия, по сути дела, территориальных, «земляческих» общностей, если не на всех, то, по крайней мере, на нескольких уровнях которой принято говорить о «народе» (pueblo), соотносимом с другими «народами» - на том же уровне. Всякий житель страны, таким образом, входит одновременно в состав нескольких народов, в череде которых каждый следующий, более крупный, включает в себя предыдущий как свою составную часть.

Что же касается каталонцев, галисийцев, басков и испанцев в привычном для нас понимании - то есть как этнических общностей с высоким уровнем национального самосознания и внутренней сплоченности, объединенных в каждом случае уверенностью в общности своего происхождения и своей неповторимой национальной культурой и т. д., причем вне зависимости от региона проживания - то таких общностей в стране не просматривается, как не существует для них и общепризнанных этнических названий. Ведь нельзя же считать такими названиями термины «каталаноговорящие», «баскоязычные» или «галисийско-язычные». Общеизвестно, что многие из тех, кто считают себя - кстати, в полном согласии с мнением окружающих - каталонцами, басками и галисийцами, не владеют соответствующими языками, тогда как значительная часть, к примеру, «каталаноговорящих» никогда не согласится называться «каталонцами», поскольку отождествляет себя исключительно с собственными регионами (Валенсией, Балеарами, Арагоном или Мурсией).

Естественно, что при данном раскладе странно было бы, если бы какой-то из этих региональных, провинциальных, островных, комаркальных и других народов обозначался кем-то внутри страны, или же обозначал сам себя, как национальное меньшинство. Напротив, все полноправные граждане Испании, издавна проживающие на ее территории, исторически трактуются обществом (кстати, также в полном соответствии с официальными формулировками) как составляющие в совокупности единую испанскую нацию - хотя и чрезвычайно многообразную в историко-культурном и языковом аспектах. Уместно в данном контексте напомнить о таких известных фактах, как тот, что язык, который всем известен как «испанский», в самой стране обычно именуется «кастильским» - прежде всего именно потому, что все прочие издревле распространенные здесь языки имеют такое же, как и он, право называться «испанскими», - или же тот, что в прошлом существовало название страны во множественном числе: не «Испания», как нынче, а «Испании».

В самые последние десятилетия, уже после начала постфранкистских реформ, в том комплексе испанских проблем, который мы привычно называем «национальным вопросом», заявила о себе проблема появления на ее территории массы иммигрантов извне, из самых разных частей света, от Латинской Америки до Восточной Европы, привлеченных лучшими, чем на их родине, условиями существования; многие из этих людей уже стали или намерены стать постоянными обитателями Испании. Если принять во внимание крайне низкие показатели рождаемости коренного испанского населения, влекущие за собой его неизбежное естественное сокращение, иммиграция представляется благотворной для дальнейшего развития страны. Однако в данном случае процесс демографического восполнения оказывается весьма непростым, противоречивым и зачастую конфликтным.

Мало того, что фактор иммиграции возник в исторически очень короткий срок, но оказалась нарушенной или повернутой вспять вековая местная традиция, в силу которой сама Испания на протяжении целой эпохи была как раз страной привычной эмиграции (в Новый Свет или же в Западную Европу), и многим местным жителям, особенно из старших возрастных категорий, нелегко приспособиться к повсеместному присутствию многочисленных иммигрантов. Кроме того, либеральный характер многих административных правил и норм начала послефранкистской эпохи привел к тому, что весьма значительная часть иммигрантов проникла сюда нелегально, и немало этих людей нашли для себя источник пропитания в «подпольной» экономике, а то и в криминальной деятельности. Это породило довольно высокую степень негативного отношения к иммигрантам в испанском обществе, отношения, достигшего апогея в конце 1980-х - начале 1990-х годов; в последующем восприятие иноземных мигрантов как будто стало постепенно смягчаться.

Вряд ли будет ошибкой сказать, что на сегодняшний день проблемы, порожденные иммиграцией и продолжающейся политико-культурной эмансипацией ряда автономных регионов Испании, представляют собою очень серьезный, даже исторический вызов обществу этой страны, вступившему в качественно новый период своего существования.

Все выше изложенное делает актуальным данную тематику, заставляя задуматься об истории развития национального вопроса в Испании, о том, каково национальное положение в Испании в XXI веке.

Целью исследования является изучение национального вопроса в Испании в Новейшее время. В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- показать борьбу национальных меньшинств за национально-территориальную автономию в 1918-1939 годах;

- рассмотреть национальную политику режима Франко в 1939-1975 годах;

- охарактеризовать децентрализацию государственного устройства Испании;

- выделить политико-правовое положение иммигрантов в Испании.

Объектом изучения является национально-политическое развитие Испании в Новейшее время.

Предметом исследования выступает национальный вопрос в Испании в Новейшее время.

В исследовании использовались общенаучные и конкретно-исторические методы. Общенаучные методы представлены в работе анализом и синтезом, с помощью которых проводилось обобщение материала и формировалась концепция исследования. Проблемно-хронологический метод дал возможность обеспечить соблюдение временной последовательности при рассмотрении истории развития национального вопроса в Испании в Новейшее время. Был также применён аналитический метод, позволивший отыскать, отобрать, систематизировать материал для написания диплома.

В работе рассматривается период со времени окончания первой мировой войны и до настоящего времени, поскольку именно в данный промежуток времени в Испании националистические идеи получили свое оформление. В свою очередь хронологические рамки исследования разделены на несколько периодов. Первый период охватывает рамки со времен окончания первой мировой войны (1918 год) и до окончания гражданской войны в Испании (1939 год). Второй - связан с диктаторским режимом Ф.Франко (1939-1975 годы). Третий - время перехода к демократическому режиму, начавшегося с воцарения Хуана Карлоса I на престол (1975 год), и до настоящего времени.

Эмпирическую базу исследования составили следующие группы источников.

К первой группе относятся основополагающие документы испанского государства: Конституция Испании, законодательные акты, автономные Статуты. Основной закон помогает определить основы административно-территориального устройства государства, автономные Статуты, или так называемые «региональные институты», предоставляют возможность выявить полномочия, которыми наделены автономные органы власти.

Во вторую группу вошли мемуары участников национально-революционной войны в Испании, где представлены их воспоминания о событиях 1930-х годов.

Третью группу составляют речи, выступления и статьи политических лидеров. Написанные непосредственными участниками событий, они дают представление о позициях тех или иных политических деятелей. Однако в данном случае следует учитывать субъективный фактор – влияние политической принадлежности авторов на характер и степень достоверности источников.

Четвертую группу источников сформировали материалы отечественных периодических изданий, а также сообщения информационных агентств. В прессе систематически и подробно освещаются основные политические события в Испании, предоставляется трибуна политическим лидерам, цитируются и комментируются программные документы.

Пятую группу источников образуют данные социологических опросов, проводимых различными институтами социальных и политических исследований. Опросы важны как источник выявления общественного мнения в целом и разных категорий населения по различным вопросам.

Интересная и разнообразная литература имеется в отечественной испанистике.

Исследованию сущности национального вопроса и процесса автономизации посвятили свои работы ведущие отечественные историки, политологи-испанисты С.М. Хенкин, И.В. Данилевич, С.П. Пожарская, Е.Г. Черкасова, А.Н. Кожановский, где анализируется процесс становления новой политико-территориальной модели государственного устройства, получившей название Государства автономий.

Наибольший вклад в разработку проблем испанской истории XX века внесла С.П. Пожарская. Признанный дуайен сообщества российских испанистов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН С.П. Пожарская выпустила первую в России научную биографию Франко («Франсиско Франко и его время»). Книга С.П. Пожарской, прекрасно знающей тему не только на основе вдумчивого изучения испанских архивных и библиотечных фондов, но и лично знакомой с целым рядом ныне уже покойных видных участников Гражданской войны в Испании, заслуживает самого пристального внимания. Хронологически ее работа охватывает весь период жизни Ф. Франко – от рождения в 1892 году до смерти в 1975 году. Ретроспективно представлены также первые постфранкисткие годы (1976 – 1978), время демонтажа основ режима, созданного каудильо. С.П. Пожарская дает развернутый анализ всего комплекса острейших проблем, которые стали причинами глубочайшего национального кризиса, из которого и родился франкизм. В ее работах рассматриваются также аспекты формирования испанского государства, подчеркиваются исторические корни регионального движения в Испании.

Проблемы взаимодействия феномена испанского национализма как государственной идеи с периферийными национализмами этнических меньшинств изучаются И.Л. Прохоренко. При анализе причин возникновения и активизации националистических движений целесообразно выделить работу этой исследовательницы, которая утверждает, что резкий подъем националистических чувств во франкистской Испании объясняется не столько этническими и культурно-историческими причинами, сколько причинами политического характера и неприязнью к Мадриду, который стал при Франко символом авторитарной диктатуры, с ее сверхцентрализацией власти.

Любопытную концепцию отстаивает в своих работах А.Н. Кожановский, который считает, что этнический фактор, трактуемый им как генетический принцип определения «национальности», в испанском обществе играет незначительную роль. Выражение «народы» в Испании вовсе не имеет привычного этнического значения, а может относиться к различным территориальным общностям – областным и региональным, таким как каталонцы, баски, валенсийцы, арагонцы, канарцы и др. Жители страны отождествляют себя в подавляющем случае с историческими областями, с территорией своего обитания. Именно в связи с этой своеобразной «территориальной» интерпретацией понятий «национальность», «народ», по мнению А.Н. Кожановского, в Испании не прижился генетический принцип определения национальной принадлежности.

Одна из наиболее обстоятельных работ, посвященных проблеме сепаратизма и вооруженного терроризма в Стране Басков, написана Г.И. Волковой.

Среди небольшого количества отечественных исследований, посвященных переходу Испании от авторитарного режима к демократии, особо надо отметить книгу «Современная Испания». Этот труд, в создании которого приняла участие большая группа ученых, является одной из немногих на сегодняшний день попыткой комплексно осмыслить реалии постфранкистской Испании.

В то же время чувствуется нехватка монографических работ, комплексно анализирующих проблему: унитарное государство – федерация. Практически нет работ, посвященных одновременно всем трем провинциям (Страна Басков, Каталония, Галисия) с позиции анализа исторических событий и фактов.

Структура работы соответствует цели и задачам. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: