Словарь. Аддикция — зависимость

Аддикция — зависимость.

Акмеология (акме — расцвет, вершина, высшая степень чего-либо) — междисциплинар­ная наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека (примерно период от 30 до 50 лет), достижении им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала, возникшая на стыке естественных, обществен­ных и гуманитарных дисциплин.

Аксиосфера личности — система ее ценностей.

Активность личности — способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Акцентуации характера (личности) — чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Им присуща тенденция к социально-положительному и специально-отрицательному развитию в зависимости от воздействия среды и воспитания.

Амплификация — обогащение, усиление, углубление.

Антропология (букв. наука о человеке) — комплекс наук о человеке, его сущности, характере и свойствах. Наука о происхождении, поведении, физическом, социальном и культурном развитии рода человеческого. Включает в себя антропологии: физическую, социальную, психологическую, философскую, культурную, этнологию.

Антропология культурная — наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основывающаяся на результатах археологических, этно­логических, этнографических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных (компаративистских) исследований.

Антропология психологическая — изучает поведенческое, личностно опосредованное взаимодействие индивида со средой, определяющее характер социально-психологических проявлений человека и его общностей (А. Камю).

Антропология философская — учение о природе и сущности человека, его физическом, психическом и духовной началах, о силах и потенциях, которыми он обладает; ее задача — восстановить целостность человека.

Аттитюд — социальная установка: ориентация личности на групповые или социальные ценности, готовность действовать в соответствии с ними.

Аутодеструктивное поведение — поведение, связанное с причинением себе вреда, разру­шение своего организма и личности.

Бытие — философская категория, отражающая многообразие мира во всех его проявле­ниях. Понятие Б. подчеркивает единство мира, взаимосвязь, связь, взаимодействие, взаимопереход его материального и духовного начал. Реальное Б. часто называют существованием, идеальное — сущностью.

Валеология — система человековедческих дисциплин, имеющая целью формирование, сохранение и укрепление здоровья человека с учетом его индивидуальных и возрастно-половых особенностей.

Взаимопонимание — состояние совместности и взаимности постижения смыслов и мо­тивов субъектов деятельности и межличностных отношений, ожидания адекватной идентификации и готовность к ней. Взаимопонимание позволяет согласованно достигнуть целей совместной деятельности или общения максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для самораскрытия способностей каждого.

Взрослый обучающийся — человек, обладающий основополагающими характеристиками, отличающими его от невзрослых обучающихся: а) осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью; б) накапливает запас жизненного опыта, выступающего в качестве источника обучения его самого и его коллег; в) готовность к обучению определяется его стремлением решить жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели; г) получаемые знания, умения и навыки, как правило, сразу же реализуются; д) учебная деятельность в значительной степени обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (СИ. Змеев).

Воспитуемость — готовность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

Гносеология — теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.

Гэмблинг — игровая зависимость.

Делинквентное поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от уста­новленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку.

Детерминизм — философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.

Децентрация (психол.) — механизм преодоления эгоцентризма, в основе которого лежит способность субъекта к принятию роли или взглядов другого человека. Играет значительную роль в развитии самостоятельного творческого мышления.

Жизненная позиция личности — внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психологическими качествами личности и отражающая ее субъективное отношение к обществу.

Жизненный путь — история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Зависимое (аддиктивное) поведение — поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности (работоголики, наркоманы, алкоголики и т.п.).

Золотое правило нравственности — одно из древнейших и общепризнанных выражений морального закона: не делай другому того, чего не хочешь себе.

Зона ближайшего развития ребенка — расстояние между уровнем актуального и потенциального развития, определяемое с помощью задач, решаемых самостоятельно или под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами (Л.С. Выготский).

Идеал воспитательный — нормативный образец личности, принципиально недостижимый в воспитательной практике, но им задаются ценностные ориентиры воспитания. Он определяется сословно-классовыми, национальными, религиозными интересами народа, политическими, экономическими, культурными потребностями общества, историческими особенностями, традициями и обычаями.

Идентификация (психол.) — психологическое представление о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя (осознаваемое и неосознаваемое) с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.).

Имманентный — пребывающий внутри, присущий природе самого предмета, явления, процесса, проистекающий вне зависимости от внешних влияний и воздействий.

Имплицитный — скрытый, явно не выраженный, подразумеваемый.

Инкультурация — процесс обретения культурных навыков человеком, «вхождение» в культуру.

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интервенция (психол.-пед.) — воздействие с целью позитивных изменений, например преодоление нежелательного поведения (коррекция поведения, реабилитация лич­ности).

Каузальный — относящийся к причине.

Континуум (матем.) — непрерывное, сплошное. В общенаучном смысле — непрерывная или связанная совокупность объектов, различия между которыми носят ступенчатый характер и определяются местом объектов в данной совокупности.

Конфликт внутренний мотивационный — противоречие, возникающее в результате борьбы мотивов («стремление-избегание»), одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов.

Копинг — процесс конструктивного приспособления, в результате которого человек оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются, и возникает чувство роста собственных возможностей, а это, в свою очередь, ведет к положительной самооценке. Причинами деструктивного копинга являются негативная, слабо сформированная Я-концепция; неразвитость восприятия социальной поддержки, эмпатии, аффилиации, интернального локус-контроля, недостаточность когнитивной сферы, относительно высокая чувствительность к отвержению.

Кризис — состояние, порождаемое вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти в короткое время и привычным способом.

Культура личности — мера освоения человеком материальных и духовных ценностей и мера его деятельности, направленная на создание различных ценностей в индивидуальной практике; совокупность личных образцов поведения, методов деятельности, продуктов этой деятельности, идей и мыслей. Проявляется в виде внутренней спонтанной культуры, сконцентрированной в духовном мире человека; в виде информационной системы, обеспечивающей хранение, создание и передачу знаний; в виде культуры функциональной, т.е. по­ведения людей в обществе, культуры непосредственного, постоянно развивающегося человеческого общения.

Методология — 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, приме­няемых в какой-либо науке.

Модус — способ существования, вид и характер бытия или события.

Мотивация роста — потребности высшего уровня, связанные с врожденным стремлением человека актуализировать свой потенциал. Возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены. На пути мотивации роста стоит потребность в безопасности.

Мышление саногенное — мышление, направленное на интроспекцию (самонаблюдение) и контроль своих эмоций, желаний, перевод их из негативного состояния в нейтральное или позитивное (Ю.М. Орлов).

Научение — формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаи' моотношения организма со средой.

Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Онтогенез — процесс развития индивидуального организма от момента рождения до смерти.

Онтология — учение о бытии; возродившаяся в XX в. онтология выработала чрезвычайно широкое понятие реальности, сообщив полную реальность духу и пытаясь с этой позиции определить автономное бытие духа и его активность в отношении к автономному бытию остального мира (Г. Якрби, Н. Гартман, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.).

Оперант — поведение, определенное своим последствием.

Парадигма — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, воплощающаяся в научной практике на данном этапе. П. является основанием выбора проблем исследования, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Педагогика психологическая — самостоятельная дисциплина, отличная от педагогической психологии, собственно педагогики. Сфера П.п. — теоретическое обоснование и разработка методов причинно-генетического исследования психических функций и сознания; целенаправленное и поэтапное формирование умственных действий и понятий; проектирование учебных действий и учебной деятельности, учебного взаимодействия; теория и практика развивающего образования; личностно ориентированное обучение.

Перфекционизм — стремление добиться совершенства в выполнении-деятельности. Одна из характерных особенностей одаренных детей.

Превентивный — опережающий, предупреждающий.

Принятие другого таким, каков он есть, — готовность к взаимодействию и изначальная ориентация на ценность каждого человека, признание за ним права на собственные интересы, учет его особенностей; утверждение неповторимости бытия именно этого человека и одновременно отказ от оценок его личности, безусловное к нему отношение (СЛ. Рубин­штейн). Однако в процессе принятия надо помнить слова Гёте о том, что, принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже. Принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать.

Профессионал — человек, освоивший профессиональную деятельность на уровне луч­ших образцов, является субъектом профессиональной деятельности, умеет перестраивать и преобразовывать ее, отвечает выработанным в обществе критериям качественной и количественной оценки своей компетентности; является достаточно зрелой личностью, освоившей и принявшей современные идеалы, соблюдающий этический кодекс профессии, является активным участником акмеориентированного профессионального развития и не довольствуется усредненными позитивными результатами своего труда, стремится к высокопродуктивной деятельности, к полной реализации своих личностных возможностей (А.К. Маркова и др.).

Редукция — действия или процессы, приводящие к упрощению структуры какого-либо объекта, методологический прием сведения данных к исходным началам.

Ретризм — уход от выполнения социальных норм, от социального взаимодействия; крайним вариантом ухода от действительности является суицид.

Ригидность — затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в усло­виях, объективно требующих ее перестройки; трудность переключения психики на отраже­ние новых условий, сопротивляемость изменениям, косность, инертность. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную Р.

Самоопределение — процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.

Самопринятие — ощущение ценности собственной личности, силы своего «Я», чувство собственного достоинства; доверие своим чувствам, вера в себя и свои возможности, открытость характера, понимание собственных слабостей, отстаивание Права быть таким, как есть, и иметь собственную точку зрения. Слабо выражены страх, тревожность, боязнь неуспеха и негативной оценки, чувство Вины, стремление к доминированию, ориентация на внешние формы.

Самореализация — стремление наиболее полно проявить свои способности и потенци­ал и претворить их в жизнь в процессе продуктивной деятельности. Имеет разные формы выражения: активное утверждение в деятельности своих индивидуальных способностей, практическое раскрытие своего потенциала настойчивость в осуществлении планов, последовательное достижение жизненных целей, умение отстаивать свои права или свою по­зицию и преодолевать трудности и препятствия при решении личностно значимых задач.

Свобода — один из главных факторов существования человека; это возможность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки, исходя из собственных побуждений, интересов и целей. Внутренне свободный человек обладает не только автономностью, но и независимостью, самостоятелен и суверенен в выборе целей и средств деятельности, ответственен за принятые решения.

Сензитивность (сенситивность) — повышенная чувствительность.

Сенильный — старческий, свойственный, присущий старости, характерный для нее.

Синергетика — наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Синтезирует целый ряд фундаментальных выводов естественнонаучной и социальной мысли последнего столетия, доказала, что самоорганизация является всеобщим свойством материи.

Ситуация развития социальная — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Понятие введено Л.С. Вы­готским как единица анализа динамики развития ребенка. С.р.с. обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования.

Смысл жизни — разумное основание, назначение, цель жизни. Восхождение к индивидуальности связано с расширением смысла жизни человека.

Смысловой барьер — взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одни и те же явления имеют для них разный смысл. Особенно часто возникает между детьми и взрослыми. Ребенок даже может понимать смысл и правильность требований взрослого, но не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных смыслов.

Co-зависимость — устойчивое состояние болезненной зависимости от компульсивных (т.е. ставших неуправляемыми) форм поведения и от мнения других людей, формирующееся при попытках человека обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность. Поведение созависимых бессознательно. Созависимый человек — человек с деформированным «Я».

Субкультура — нормы, отделившиеся от общепринятой системы ценностей и традици­онного стиля поведения и способствующие сохранению и развитию определенного стиля жизни в обществе.

Сциентизм — мировоззренческая позиция, основу которой составляет представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии утверждения человека в мире.

Толерантность — терпимость, переносимость чего-либо, устойчивость к воздействию; отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов; терпимость к чужому мнению и убеждениям, обеспечивающая право и свободу человека иметь свои суждения и позиции в социальном мире.

Фасилитатор (фацилитатор) — тот, кто способствует становлению и росту. Фасилитативная способность состоит из искусства уважения, искусства понимания, искусства помощи и поддержки, искусства договора, искусства быть собой.

Филогенез — процесс исторического развития мира живых организмов, как в целом, так и отдельных групп — рода, народа, расы, человечества.

Философия воспитания — это попытка исследовать в философском плане основные вопросы, связанные с процессом передачи культурных ценностей (Т. Баффорд).

Философия образования — общая теория, рассматривающая образование с позиций аксиологии, онтологии, гносеологии, антропологии как особую область социокультурной гуманитарной практики.

Флексибельность (вариативность, гибкость) — способность индивида, имеющая положительную нравственную окраску, легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и т.п. и вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при Неизменных целях и идейно-нравственных основаниях деятельности.

Фрустрация - острое эффективное состояние, нарушение равновесия, связанное с переживанием напряжения, расстройства, вызываемого неудовлетворенностью потребности индивида, объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к достижению поставленной цели. Разрядка в процессе Ф. — агрессивные реакции, неагрессивные реакции: бегство реальное или психическое, регрессия, подавление. Положительные реакции на Ф.: преодоление или обход препятствия, осуществление компенсирующего действия, отказ от намеченной цели.

Фундаментализация образования — концептуальное изучение законов мира, проникно­вение в сущность мира, выработка фундаментальных смыслов бытия, путей и методов познания.

Ценности жизнедеятельности — нормы и эталоны должного, задающие основания жизненно важным формам поведения и деятельности и обеспечивающие особенности самореализации на жизненном пути.

Школа адаптивная — инновационная массовая общеобразовательная школа со смешанным контингентом учащихся, от классов компенсирующего обучения до лицейских и гимназических, выполняющая функции: ориентационную, психотерапевтическую, коррекционную, реабилитационную, стимулирования и предупреждения затруднений школьников (П.И. Третьяков, Е.А. Ямбург).

Эпистемология — наука о природе и источнике познания.

Экзистенциальное понимание человека (экзистенция — существование) — концепция, согласно которой человек является самоценной и неповторимой личностью. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Э.п.ч. в педагогике представлено именами Бердяева, Больнова, Бубера, отчасти Зеньковского.

Экология человека — наука, изучающая общие закономерности взаимоотношений при­роды и человека и разрабатывающая мероприятия, направленные на оптимизацию их взаимодействия.

Эмпатия — сопереживание, сочувствие, эмоциональный отклик, отзывчивость в межлич­ностных отношениях. В основе Э. лежит децентрация, умение преодолеть собственные чувства, точку зрения, стереотипы понимания и занять позицию, роль, место другого.

Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: