Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации

Коррекция представляет собой процесс исправления различных измененных функций человека. Коррекция подразумевает конкрет­ный метод воздействия на человека с целью исправления аномальных дефектов.

Процесс коррекции относится к внешним воздействи­ям. Методы коррекции используются в случаях различных нарушений функции человека, т.е. восполнение утраченной по каким-либо причи­нам функции организма.

Компенсация — это процесс замещения отсутствующих или полностью утраченных функ­ций, на основе существующих нормально раз­витые функции организма. Компенсация утра­ченных или отсутствующих функций проводится под контролем ВНД. Все компенсационные про­цессы проводятся в пять этапов:

1) определение пораженной или частично утра­ченной функции путем сопоставления с нор­мальным действием другого аналогичного органа, нарушение функций может быть след­ствием расстройства деятельности самого органа, побочными последствиями травма­тических ситуаций;

2) проведение оценки степени нарушения функций;

3) создание индивидуальной программы для проведения компенсации;

4) проведение контроля над процессом реали­зации компенсации;

5) при восстановлении поврежденной или час­тично утраченной функции процесс компен­сации приостанавливается. Коррекция и компенсация взаимно дополня­ют друг друга во многих процессах, основанных на психологии, но они имеют разные назна­чения.

Коррекция используется в психолого-педагогических и лечебных целях, которые предна­значены для преодоления многих недостатков психического и физического развития челове­ка.

Компенсация представляет собой сложный процесс, направленный на восстановление или замещение утраченных способностей.

Если коррекция может изменить и подстро­ить способности человека к существующим ус­ловиям жизни, то компенсация не всегда дает полноценное возмещение утерянных функций.

Компенсация может остаться на незавер­шенной стадии и лишь частично восполнить фун­кции. При сбалансированном использовании обоих процессов высока вероятность восполне­ния потерянных способностей.

Например, при нарушениях опорно-двигательного аппарата од­новременная коррекция на психологическом уровне и компенсация отсутствующих органов дает более высокий результат осознания воз­можности дальнейшего развития.

При этом сни­жается уровень торможения процессов компен­сации и коррекции, так как осознанное приятие собственных недостатков не является прегра­дой к дальнейшему развитию. Оба процесса взаимосвязаны и неотделимы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: