Монополистическая конкуренция Чемберлина

Третий способ ввести конкуренцию - использовать концепцию Чемберлина. Данная концепция предполагает внедрение так называемой интермодальной конкуренции (intermodal competition) – конкуренции на дифференцированном рынке продуктов (услуг) со схожими, но несколько различающимися между собой потребительскими свойствами.

Например, в транспортном секторе возможна монополистическая конкуренция между различными видами транспорта (железнодорожными, автомобильными, трубопроводными и водными перевозками). В последние годы наблюдается движение к дерегулированию железнодорожных перевозок, что связано с этой интермодальной конкуренцией со стороны других видов перевозок. Таким образом, существование естественных монополий в каждой из сегментов отрасли транспортных услуг может стать эффективным.

Схожие процессы наблюдаются и в других отраслях. Например, кабельное телевидение - в прошлом полностью регулируемая отрасль - было в существенной степени дерегулировано отчасти под воздействием конкуренции со стороны телевещания по воздуху. В последнее время идут дискуссии о перспективах дерегулирования нефтепроводов под влиянием конкуренции со стороны перевозок нефтепродуктов по железным дорогам и др.

Регулирование естественных монополий в России

Анализ программ реформирования естественных монополий и конкретных шагов по их реструктуризации, предпринятых в последние годы в России, показывает, что практические изменения происходят в основном в соответствии с описанными выше теоретическими подходами. В деловой прессе и научных публикациях речь обычно идет о трех главных естественных монополиях - ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). Гораздо меньше внимания уделяется таким сферам естественных монополий, как трубопроводный транспорт - "Транснефть", телекоммуникационный сектор - "Связьинвест", жилищно-коммунальное хозяйство, морские, речные и авиапорты. Во многом это объясняется тем, что они стали объектами "тихого передела". Здесь отсутствуют утвержденные соответствующими органами концепции реформирования и действенный контроль со стороны исполнительной власти. Между тем значимость этих инфраструктурных отраслей для экономики и общества очень велика и любые просчеты могут повлечь за собой серьезные негативные последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: