Конкуренция на доступных рынках — конкуренция, которая складывается между доминирующими фирмами и фирмами-новичками в условиях отсутствия экономических барьеров входа и выхода. Угроза потенциальной конкуренции рассматривается теорией состязательных рынков как дисциплинарный механизм, позволяющий держать цену на уровне издержек: если даже отраслевая функция издержек субаддитивна, потенциальная угроза входа фирм-новичков вынуждает естественную монополию работать в общественно эффективном режиме.
Другая концепция альтернативной конкуренции была сформулирована в работах таких исследователей, как Баумоль, Панзар и Вилих и получила название «конкуренция доступного рынка».
Доступный рынок характеризуется свободным входом в отрасль и несопряженным с убытками выходом. Свободный вход означает, что любая фирма, желающая попасть на рынок, имеет доступ ко всем источникам ресурсов и информации, что и уже существующая в отрасли фирма (то есть не находится в менее благоприятных условиях по сравнению с ней). Не сопряженный с убытками выход означает, что фирма может покинуть рынок в любой момент и может восстановить все капиталовложения, которой ей пришлось сделать при входе на рынок. Например, если при входе фирме пришлось приобрести оборудование, то полагается, что при выходе с доступного рынка она сможет продать его по той же цене, по которой приобрела. Таким образом, принципиально важной в концепции доступного рынка является предпосылка об отсутствии невозвратных издержек (sunk costs). Если эта предпосылка выполняется, "второе наилучшее решение" может быть достигнуто в результате конкуренции "за" рынок без организованного государственными органами аукциона, как предполагалось в концепции Демшеца.
Баумоль дает следующее описание: "Главной характеристикой доступного рынка является уязвимость к поведению входящего, описываемому как "ударил и убежал" ("hit-and-run" entry). Потенциальный конкурент не пренебрежет даже самой краткосрочной возможностью извлечь прибыль, так как он может зайти и еще до того, как цены будут снижены, сцапать свою добычу и покинуть рынок без каких-либо убытков". Собственно вход на рынок потенциального конкурента может никогда и не произойти, но только лишь одна угроза подобной ситуации будет мотивировать действующего монополиста производить эффективно и с нулевой прибылью.
Благодаря действию принципа доступного рынка достигается высокая распределительная и производственная эффективность при нулевой прибыли. Однако данная концепция содержит свои недостатки, которые делают ее уязвимой для критики. В частности, некоторые положения этой теории выглядят нереалистично, а их несоблюдение приводит к результату, в корне отличному от предсказанного теорией. На практике в естественно-монопольных отраслях невозвратные издержки неизбежны. Огромные невозвратные капиталовложения являются основной характеристикой сетевых коммуникаций. Кроме того, монополисты часто очень оперативно реагируют на появление конкурентов снижением цены. Уже действующей на рынке фирме намного легче снизить свою цену, чем новой фирме закупить факторы производства, необходимые для производства продукции, и известить покупателей о своем существовании.
Однако возможности реализации этих предпосылок разнятся от отрасли к отрасли. Невозвратные издержки не столь существенны, когда речь идет о предоставлении услуг через сети (например, поставки газа крупным потребителям, ряд телекоммуникационных услуг и пр.). Исследования показывают, что отрасли, отличающиеся большей мобильностью капитала, как, например, воздушные перевозки, в целом отвечают условиям доступности. А проблему временных преимуществ монополиста можно в той или иной мере устранить путем заключения предварительных контрактов между фирмой-конкурентом и будущими потребителями, либо путем наложения "вето" регулирующими органами на поспешные ответные действия монополиста и т.п.