Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Расследование преступлений против личности»

Электронный сборник ситуационных задач

для студентов 4 курса прокурорско-следственного факультета

Автор-составитель профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики, к.ю.н., доцент Серова Е.Б.

Санкт-Петербург

Предлагаемый сборник ситуационных задач представляет собой форму проведения занятий со студентами прокурорско-следственного факультета Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ, позволяющую использовать методы активного обучения. В сборник вошли задачи, в разное время подготовленные и опубликованные преподавателями Института [1], а также новые задачи, ранее в учебном процессе не использовавшиеся. Все задачи разработаны на основе материалов реальных уголовных дел, находившихся в производстве следователей и рассмотренных судами различных регионов России.

Решение предлагаемых в сборнике задач должно сопровождать изучение теоретического материала по курсу «Расследование преступлений против личности», поскольку только в этом случае оно пройдёт на должном уровне, обусловленном предшествующим изучением студентами данной учебной дисциплины.

По своей природе решение предлагаемых задач является методом имитации принятия решений специалистами в различных практических ситуациях, осуществляемой по заданным правилам группой людей при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости и многофакторности. Оно может рассматриваться как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Решение ситуационных задач имитирует различные аспекты деятельности следователя и является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Решение предлагаемых задач способствует формированию познавательных и профессиональных мотивов и интересов; воспитанию системного мышления прокурорского работника; обучению коллективной мыслительной и практической работе, формированию умений и навыков профессионального взаимодействия и общения, навыков принятия решений.

О предстоящем решении ситуационных задач студенты, как правило, информируются заранее, чтобы они имели возможность своевременно ознакомиться с имеющейся информацией и подготовить ответы на поставленные в задании вопросы. В то же время не исключается возможность коллективного решения задачи непосредственно в ходе семинарского занятия, в том числе в качестве аудиторной контрольной работы. Решение предлагаемых в сборнике ситуаций является формой обучения студента и одновременно формой контроля его учебной (в том числе самостоятельной) работы и отражает степень освоения студентом теоретического материала по курсу «Расследование преступлений против личности».

К основной цели решения ситуационных задач следует отнести ее направленность на формирование профессиональных навыков следователя и выработки наиболее эффективных решений в процессе расследования.

Задачами использования данного метода обучения являются:

- повышение уровня знаний студентов в сфере расследования преступлений против личности;

- практическое обучение студентов современным методам анализа криминалистической информации на различных этапах расследования, организации своей деятельности и планированию расследования;

- приобретение и совершенствование навыков аналитического мышления;

- приобретение студентами необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного поиска решения поставленных задач.

В случае использования предлагаемых ситуационных задач в ходе текущего контроля знаний студентов дополнительно проверяются и оцениваются знания студента на определённый момент обучения, а также получается информация о характере его познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности.

Студенты должны подходить к решению ситуационных задач как к одному из важнейших средств закрепления теоретических знаний как непосредственно по курсу «Расследование преступлений против личности», так и по ранее изученным разделам криминалистики. Выполнение поставленных в задачах заданий способствует развитию умения самостоятельного анализа криминалистически значимой информации, теоретической и нормативной базы, приобретения навыков правильного, грамотного и юридически обоснованного применения полученных знаний в конкретных условиях. Студент должен продемонстрировать умение самостоятельно мыслить, анализировать соответствующие нормативно-правовые акты и правоприменительную практику, делать теоретические обобщения и формулировать обоснованные выводы по вопросам задания.

Центральным элементом решения задачи является анализ изложенной в условии информации с использованием изученных студентами криминалистических методов и позволяет реализовать цепочку решений.

Работу над ситуационной задачей следует начинать с общего ознакомления с задачей и изучения соответствующего раздела учебников по криминалистике, учебных пособий, конспектов лекций, рекомендованных преподавателем и подобранных самостоятельно, а также соответствующих нормативно-правовых актов.

Изложение материала по вопросам, содержащимся в задании, должно быть кратким, точным, последовательным, основываться на тщательном анализе условия задачи и теоретических источников, обобщении научного мате­риала, сопровождаться аргументацией собственной позиции студента. Рекомендуется вклю­чать в ответ схемы и таблицы, которые помогают раскрыть основное содержание вопроса. Необходимо употреблять термины, свойственные науке криминалистике.

Ответ на сформулированное в задаче задание оценивается по пятибалльной шкале. Оценка «отлично» выставляется в случае всестороннего и полного анализа изложенной в задаче информации и правильного ответа, охватывающего все существенные аспекты вопросов задания. При этом студент должен последовательно и правильно структурировать решение, продемонстрировать владение понятийным аппаратом, привести необходимую аргументацию своей позиции, использовать в ходе анализа изученные криминалистические методы и рекомендации.

В случае неполноты и недостаточной аргументации ответа решение оценивается как хорошее при условии отсутствия существенных криминалистических и уголовно-процессуальных ошибок.

При наличии существенных криминалистических ошибок, неправильном применении норм уголовного процесса, неполном и неправильном ответе на поставленные задания, свидетельствующем о недостаточном знании студентом основ расследования преступлений против личности, ответ оценивается на «удовлетворительно» при условии, что студентом продемонстрировано понимание сущности поставленных вопросов и знание теоретических основ криминалистики. В случае, если студентом продемонстрировано полное непонимание поставленных заданий, отсутствие теоретических знаний в области криминалистики, грубые уголовно-процессуальные ошибки, его ответ оценивается как неудовлетворительный. Также неудовлетворительная оценка выставляется в случае отказа от ответа хотя бы на один из поставленных вопросов задания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: