Деятельность лиц при глубоких нарушениях зрения

При глубоких нарушениях зрения деятельность ребенка имеет ряд специфических особен­ностей. В первую очередь это замедленное формирование всех форм деятельности.

Ввиду плохой ориентировки в окружающем про­странстве и ограничения двигательной сферы этапы развития ведущей деятельности растяги­вается во времени.

Так, переход от предметной деятельности к игровой, а от игровой — к учебной замедлен и часто носит смешанный характер.

На­блюдается значительное отставание в психи­ческом развитии вследствие искаженных пред­ставлений об окружающей действительности. Переход от предметно-процессуальных игр к сюжетным происходит дольше, чем у зрячих детей.

В результате исследований А. М. Витковской выяснено, что у слепых и слабовидящих детей возникают значительные трудности в формиро­вании предметных действий и переноса их в са­мостоятельную деятельность.

Отмечается значительное расхождение меж­ду пониманием предназначения предмета и воз­можностью целевого использования данного предмета. Заметны нарушения всех структурных компонентов игровой деятельности, стереотип­ность построения сюжетных игр, бедность прак­тических действий.

В общении выявляются слабые коммуникатив­ные навыки, узость представлений о межлично­стных отношениях.

Игровая деятельность детей с нарушением зре­ния формирует зону ближайшего развития, расширяет сферу активного познания окружающего мира, обогащает социальный опыт.

По мере овладения игровой деятельностью у детей, имеющих глубокое нарушение зрения, закладываются основы продуктивной коммуни­кации, облегчается формирование учебной дея­тельности.

Мотивация учебной деятельности фор­мируется у слепых и слабовидящих детей в про­цессе активного отношения к объектам изуче­ния, стремления получения высоких оценок, желания заслужить уважение сверстников.

Сам процесс обучения протекает в замедленном темпе. На начальном этапе обучения это осо­бенно заметно, так как происходит становление целенаправленного движения осязающей руки, развитие самоконтроля за происходящим про­цессом, автоматизация правильно поставлен­ных движений, развиваются конструктивные навыки.

Анализ, проведенный Р. А. Курбановым, показал, что наиболее эффективным спо­собом формирования у слепого ребенка конст­руктивной деятельности является усвоение правила конструирования в результате обсле­дования образца, а затем создание его модели в воображении.

Несоответствие ряда психологических и фи­зиологических свойств организма требовани­ям, предъявляемым к ребенку с глубоким нару­шением зрения в игровой, учебной и трудовой деятельности, может спровоцировать у него ряд неврологических реакций, привести к стрессо­вым ситуациям и нервным срывам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: