Особенности формирования знаний, умений и навыков у умственно отсталых детей

В процессе деятельности у школьников с ум­ственной отсталостью формируются различные учебные и трудовые навыки.

Навык — это упрочившийся способ выполне­ния действий. В основе большинства навыков лежит развернутое осознанное действие. Физио­логической основой навыка является выработка и упрочение условно-рефлекторных связей.

Образование нервных путей и их закрепление в результате постоянных действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах.

В результате органического поражения моз­га у умственно отсталых прослеживается ряд особенностей высшей нервной деятель­ности, затрудняющих формирование навыков.

Во-первых, слабость замыкательной функ­ции коры головного мозга, приводящая к сла­бой дифференцировке уже выработанных услов­но-рефлекторных связей. При формировании условно-рефлекторных связей у умственно от­сталых требуется большое количество повторе­ний. Уже сформированные связи без длитель­ного подкрепления имеют тенденцию быстро утрачиваться, Этот недостаток приводит к тому, что у умственно отсталых формирование любо­го навыка требует специально организованной длительной работы.

Во-вторых, слабость протекания нервных процессов, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Это затрудняет локализацию процесса возбуждения при форми­ровании навыка.

Недоразвитие психики обусловливает вместе с тем различные трудности процесса формиро­вании навыков письма у учеников коррекцион­ной школы VIII вида.

При формировании на­выка письма обнаруживаются следующие недостатки.

1. Недоразвитие мелких мышц кистей рук, слабая дифференцированность мышечного на­пряжения.

2. Неточность отдельных ощущений (зритель­ных, кинестетических, тактильных и др.), недо­статочная дифференцированность восприятия и представлений,

3. Нарушение фонематического слуха.

4. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности.

5. Грубое (у определенных групп) нарушение моторики, нескоординированность движений, параличи, парезы и др.

В результате этого навык письма формиру­ется на протяжении гораздо более длительного времени, чем у нормально развивающихся школьников.

У умственно отсталых затруднено формиро­вание всех видов навыков: двигательных, интел­лектуальных, сенсорных, поведения, общения и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: