Вопросы к занятию: Личность и индивидуальность

1. Понятие индивидуальности. Индивидуальность как единство всех уровней организации человека (Б.Г.Ананьев).

2. Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности.

3. Личность и характер. Подходы к изучению индивидуального характера: психодинамический, клинический (К. Леонгард и А.Е. Личко), динамический (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский).

4. Различная степень выраженности характера: черты характера, акцентуации характера и расстройства личности. Критерии отличий акцентуаций характера от расстройств личности.

5. Концепции акцентуаций характера К.Леонгарда и А.Е.Личко.

Психологическая характеристика индивидуальности (Б.Г. Ананьев). (Вспоминаем учение Б.Г. Ананьева о природе человека).

Психология индивидуальности. Б. Г. Ананьев первым в психологии попы­тался дать психологическую характеристику ка­тегории индивидуальности.

В психологии сложилось несколько тради­ций понимания индивидуальности. Первоначально, индивидуальность рассмат­ривалась как неповторимое со­четание разных по степени выраженности черт. Однако ярко выраженная черта — это ги­пертрофия, и с этой точки зрения, чем ярче индивидуальность, тем ближе человек к патологии.

Другое понимание индивидуальности свя­зано с выделением у индивида присущих толь­ко ему личностных черт, генетически связан­ных с какими-то случайными обстоятельства­ми. В этом случае индивидуальность выступает в роли некоего дополнения к личности —и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих одного челове­ка от другого.

Наконец, третье понимание индивидуальности связано с работами Б.Г. Ананьева, который видел в ней принципиально новый уровень в структуре человека.

По мнению В. М. Бехтерева, основа индиви­дуальности — в гармонии частей. Индивидуаль­ность, продолжал он, всегда представляет со­бой определенную гармонию и обладает своей формой и своей относительной устойчивостью системы. Гармоничные отношения между ними — это фундамент индивидуальности человека как си­стемы.

«Ин­дивидуальность — это глубина личности», так Б.Г. Ананьев под­черкивает функциональный характер индивиду­альности.

Исходя из этого, далеко не каждый является индивидуальностью не в смысле индивидуальных отличий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства разноуровневых свойств. Индивидуальность выражает единство всех уровней организации человека. Каково психологическое содержание индивидуальности?

Психологическое содержание индивидуаль­ности полнее других выражает понятие цель­ности. Убеждают в этом результаты теорети­ческого анализа характера взаимодействия различных уровней в структуре человека, и их экспериментальная проверка.

На рис. показана схема возможного взаимодействия разных уровней организации в структуре человека. Роль системообразующего качества (фактора) на уровне личности, в структуре которого функционируют и природные свойства индивида, выполняет направлен­ность личности. На уровне субъекта деятель­ности аналогичную роль выполняет индивидуальный стиль деятельности.

Уровни организации человека

Взаимодействуя между собой, направлен­ность личности и индивидуальный стиль деятельности обеспечивают содружество всех уровней, что выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека. Это единство личности и субъекта деятель­ности находит свое выражение в успешной трудовой, познавательной и коммуникативной деятельности человека, обусловливая неповторимость его вклада в общественный фонд.

Еще раз повторим мысль о том, что каждый человек предстает одновременно и как инди­вид, и как личность, и как субъект деятельнос­ти, но далеко не всякому удается стать инди­видуальностью. Также верно и то, что каждый человек представляет собой структурное це­лое, но далеко не каждому удается стать цель­ной личностью, т. е. добиться гармоничного вза­имодействия всех качеств, свойств, способов деятельности.

Действительно, немногим удается выразить все свои потенциальные возможности, достичь наивысших результатов в том или ином виде деятельности, сделать ее максимально продук­тивной и творческой. Но о тех, кому удается сделать это, мы говорим как о людях в высшей степени успешных и плодотворных. Следова­тельно, максимальная успешность есть функция двух тесно взаимосвязанных системообразующих факторов — направленности личности и индивидуального стиля деятельности. Важно при этом указать на характер этого взаимодействия. Ведущим фактором в этой паре является направленность личности, т. к. именно на основе позитивного отношения личности к целям своей деятельности ищутся, находятся и приводятся в целесообразную систему способы достижения значимых для личности целей.

Ведомое положение стиля деятельности обусловлено тем, что стиль деятельности, взятый в отдельности, без высокоразвитой способности, не может обеспечить высокоэффективную деятельность. В целом, развитие способности возможно лишь в контексте выраженной направленности личности, поскольку только значимая для личности цель побуждает ее к формированию оптимальной системы действий, направленной на достиже­ние этой цели.

Опираясь на сказанное, можно утверждать, что цельность — это психологический эквивалент индивидуальности человека; она и есть тот психологический механизм, который обус­ловливает максимальный уровень достижений человека в той или иной деятельности.

Таким образом, цельность человека — единство системообразующих факторов — направленнос­ти личности и индивидуального стиля деятель­ности, презентирующих в структуре человека уровни индивида, личности и субъекта деятельности. Поскольку в цельности интегрируются результаты функционирования человека на уровне личности и субъекта деятельности, она является определяющей для понимания психо­логического механизма успешности, т. е. достижения человеком наивысших достижений в любой области человеческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: