Типология К. Юнга

К. Юнг ввел в психологию понятие «архетип» (заимствовав это слово у И. Канта по признаку трансцендентности, априорности) — категорию психологически общего, связывающего все человечество на уровне коллективного бессознательного. Архетип он определял безличным (не выводимым из индивидуального опыта), исконным, изначальным, первичным образом (наподобие первообразов вещей у Платона). Первообраз имеет природу энграммы, записи в генетической памяти сжатых, интегрированных, переработанных психикой наиболее сильных впечатлений, отражающих историю антропогенеза в мифологическом толковании. Посредством чувства архетип порождает символы, посредством мышления из него абстрагируются идеи. Архетип - структурно-функциональный орган духовности человечества (духовная «матрица», как сказали бы мы сейчас).

Категорию «типичного» К. Юнг рассматривал с позиций присущих психике способов познания мира. Он выделял в познавательных процессах ощущение, интуицию (иррациональные способы познания), мышление, чувствование (рациональные способы познания). Установка на познание мира, преимущественно опираясь на один из указанных способов, готовность действовать в соответствии с ним определяют принадлежность человека к ощущающему, интуитивному, мыслительному или чувствующему типу. Каждый из них, в свою очередь, имеет преобладающую направленность психических процессов во внешний (экстраверсия) или внутренний (интроверсия) мир.

Ощущение и интуиция — процессы бессознательного восприятия и принятия решений в целостных образах и готовых формах (симультанные, одновременные нейропсихологические процессы, по А.Р. Лурия). И в этом смысле они иррациональны. Мышление и чувство опосредованы в сознании объективным знаком и субъективным значением, они приводят к решению с помощью умозаключений, т.е. рационально (сукцессивные, последовательные нейропсихологические процессы, по А.Р. Лурия).

Несколько слов о понимании интуиции и чувствования К. Юнгом.

Интуиция представляет собой первобытную психологию, материнскую почву ума, она вплотную прилегает к архетипу, т.е. ближе всего к истине. С помощью субъективной интуиции познаются бессознательные психические образования внутреннего мира человека, она характерна для интуитивных интровертов. Объективная интуиция направлена на познание окружающего мира, присуща интуитивным экстравертам. Кроме того, интуиция подразделяется на конкретную (данную в ощущениях) и абстрактную, расширяющую возможности мышления.

В настоящее время остается открытым вопрос: интуиция — это апостериорный феномен бессознательного обобщения богатого опыта (ощущений, чувств, мышления), или это априорный самостоятельный первичный процесс, или возможно то и другое ее проявление?

(Комментарий. Когда в сенсорном потоке информации ее фрагмент вычленяется как значимый для мотивации — это функция эмоций, когда как запечатление — это функция восприятия, когда как закономерность — функция мышления, когда как внезапное проникновение в сущность феномена - интуиция. Интуиция не всегда выдает моментально готовое знание. В другом варианте это творческий процесс. Он начинается с вычленения из сенсорного потока информации по принципу дежа вю, как нечто, смутно знакомое, еще непознанное свое, в чем возникает неотступная потребность разобраться. Либо представить ассоциативно с помощью чувств, образного мышления. Либо словесно сформулировать понятие с помощью логики. Это «нечто», неопределенно называемое нами «духовность», — момент соприкосновения реальности с идеалами. Наши идеалы — это ориентиры возможности развивать до совершенства внутренний мир и способность творить мир внешний в соответствии с ними.

Когда при психозе происходит дезинтеграция психики, то не исключено, что именно свободно плавающий осколок интуиции, не переработанной сознанием, образует самостоятельный клинический синдром дежа вю.)

Чувство, по К. Юнгу, — процесс субъективной положительной или отрицательной оценки ситуации (настроение), формирующий конкретные представления, придающий ценность содержаниям сознания. Чувство, достигая известной силы, становится эмоцией и аффектом. Эмоция включает в себя еще и физиологический уровень внутренних (интроцептивных, вегетативных) ощущений, неконтролируемых автоматических реакций, что нарушает рациональную сущность представлений о субъективной пользе тех или иных объектов, событий и приспособительную адекватность поведения.

Интроверсию и экстраверсию К. Юнг трактует в аспекте преимущественной направленности психической энергии (либидо) на себя как субъект познания или на объект познания (вплоть до идентификации с ним).

(Комментарий. Психическая энергия, с нейрофизиологической точки зрения, — концентрированное в группе нейронов возбуждение, или доминанта, по А.А. Ухтомскому. С нейропсихологической точки зрения, доминанта возбуждения перемещается от центров потребности к нейронным ансамблям функциональных систем, реализующих потребность в деятельности, по П.К. Анохину.)

В когнитивной школе психологии интеллект - это индивидуальная система особенностей отбора, сохранения, переработки и выдачи информации, функционирующая как познавательные процессы. В этом смысле типологию К. Юнга можно отнести к классификации познавательных процессов, определяющих особенности интеллекта. Когнитивные функции интеллекта, выступая системообразующим фактором, интегрируют коммуникативные и регулятивные функции, структурируют психологический тип, первично определяя направленность развития индивидуальных свойств характера и ценностных ориентации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: