Смыслы жизни

Структура регулятивной (мотивационной) сферы психики включает в себя:

механизмы психической активности (причины, условия, закономерности, функциональные задачи потребностей, мотивов, целей и смены детерминант психической активности);

— потребности, мотивы и цели, проходя в становлении функциональных систем деятельности стадии процессов, состояний, трансформируются в более устойчивые психические образования, выполняющие регулятивную функцию (ценности и смыслы жизни, Я-концепция).

Регулятивные психические образования, осуществляя в качестве относительно автономной структуры функцию психической активности, вместе с тем выполняют реактивную функцию, реагируют на значимые события эмоциями и чувствами, направляют на совладание с эмоциональным стрессом психологическую защиту, волевые способности или интеллект.

Номенклатура психических образований регулятивной сферы: идеалы, мировоззрение, направленность, отношения, смыслы, убеждения, установки, ценности, ценностные ориентации.

Мировоззрение представляет собой наиболее общую систему понятий о мире и отношений к нему — продуманных, рационально обоснованных или внушенных и эмоционально обусловленных чувствами симпатии-антипатии. Устойчивое мировоззрение основывается на знаниях, проверенных в собственном опыте, добытых логикой, или на глубокой вере в воображаемые образцы устройства мира, а также вере, полагающейся на предположения и опыт наиболее авторитетных для человека людей. Установки — бессознательные выборы, в том числе способов поведения и деятельности, бессознательная готовность действовать определенным образом. Убеждения — осознанные, подтвержденные индивидуальной практикой отношения, правоту которых человек отстаивает.

Ценностные ориентации. В отечественной психологии их было принято определять через понятия отношений, отражения, установок (А.Г. Здравомыслов, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов) и включать в более широкое понятие направленность личности — направленность интересов и способностей человека.

Согласно взглядам Н.А. Государева (2008), ценности — все, без чего человек не может жить как биологическое, социальное и духовное существо {объективные ценности); все, что человек желает иметь и с чем не желает расстаться (субъективные ценности). Ценности, обладая смыслообразующей функцией мотива, конкретизируют смыслы жизни на разных этапах психического развития человека. Неся в себе эталон предпочтения (вплоть до идеала, совершенства), они указывают на объект опредмечивания потребности в мотиве.

Ценностные ориентации — мотивационные выборы между противоположно направленными потребностями, ценностями (Государев НА., 2006). Психологическая структура ценностных ориентации дихотомична. Психофизиологические состояния человека и обстоятельства жизни смещают потребности то в одну, то в другую сторону их противоположных направленностей. Вместе с тем каждый человек в том или ином периоде своего развития преимущественно ориентирован своими потребностями в одну из дихотомических сторон.

Можно выделить в качестве примеров несколько дихотомий.

Получение процессуального удовольствия стрессофилы, экстремалы, наркоманы и т.д. Получение результата управленцы, бизнесмены, карьеристы и т.д.
Избегание трудностей люди, упрощающие деятельность Преодоление трудностей рискующие, и волевые натуры
Материальность люди, стремящиеся к власти, деньгам — удовольствиям и удобствам, которые они обеспечивают Духовность люди, стремящиеся к любви, дружбе, творчеству, красоте, познанию и справедливости
Разрушение деструктивные личности Созидание конструктивные личности
Трофотропность (потребности восстановления, отдыха) лентяи Эрготропностъ (потребности в работе) трудоголики

Таким образом, помимо вертикальной иерархии индивидуальной структуры ценностей, возможна их динамика по горизонтальному вектору прямо противоположной направленности.

Классификации ценностных ориентации нашли свое выражение в методах их исследования.

В 1973 г. разработан «Опросник ценностей Рокича». М. Рокич рассматривал ценности как руководящие принципы, определяющие образ жизни, правила поведения, желательные психические состояния. К концептуальным положениям относились:

— число ценностей ограничено;

— ценности одинаковы для всех, но индивидуально имеют разную значимость, свою иерархическую систему;

- истоки ценностей кроются в культуре, социуме, личности;

- ценности различаются как терминальные, конечные цели существования (что, надо полагать, равнозначно смыслу жизни) и инструментальные (предпочтительные индивидуально-психические качества и образ действий в любых ситуациях для достижения терминальных ценностей).

Ш. Шварц выделил 10 типов ориентации (власть, достижения, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиция, конформность, безопасность) и разработал в этой связи методику психодиагностики.

«Тест смысложизненных ориентации» (адаптированная Д.А. Леонтьевым в 1992 г. версия теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика на основе концепции В. Франкла) включает оценку по шкалам целей, процессуального интереса и удовлетворенности жизнью (быть или иметь, по Э. Фромму) в ракурсе внешнего или внутреннего локуса контроля.

Подведем некоторые промежуточные итоги, определив критерии выбора человеком ценностей: внешние и внутренние ориентиры (по локусу контроля); процессуальные и результативные; предпочтительный образ действий (идеальное индивидуальное качество) и конечная цель развития, жизни (идеал).

Принцип развития, проявляющийся в механизме смены ведущей потребности, предложен А. Маслоу. Человек развивается от биологического индивида и его биологических потребностей к реализации потребностей личности в ближайшей социальной среде (в общении, признании, самоутверждении) с выходом духовных потребностей и потребностей творческой самореализации в среду общечеловеческой культуры.

Данный принцип был положен Н.А. Государевым (2008 г.) в основу разработки классификации смыслов жизни с трактовкой механизма смыслообразования по критерию доминанты психической активности (потребности, мотива, цели).

Кроме того, учитывалось, что деление человека на индивида, индивидуальность и личность подразумевает достаточную автономию жизни и ее смыслов в биологическом измерении влечений, в социальном пространстве взаимоотношений и взаимодействий личности и в пространстве духовного мира индивидуальности, которой принадлежит последнее слово в выборе дороги на развилках жизненного пути человека. Здесь надо иметь в виду, что биологическое пространство суть измерение окружающей среды, ограниченной физическими потребностями организма; социальная среда — мир, ограниченный целями деятельности личности; а духовный мир бесконечен по космической высоте воображения и чувств, но узок по ограниченным возможностям творческих способностей его выразить.

Выделены следующие смыслы жизни.

• Смыслы, обращенные к организму.

Жизнь первоначально приобретает субъективную значимость, эмоциональную ценность благодаря психофизическому контакту с внешней средой. Запахи, краски, звуки, прикосновения, вкусовые ощущения, мышечная сила движений наполняют нас восторгом существования. Здоровый организм дает восприятие полноценной жизни, но здоровье только средство, а не цель, не смысл жизни. О нем мы вспоминаем тогда, когда теряем его. По той же причине не является смыслом жизни инстинкт самосохранения. Инстинкт самосохранения человека стоит на страже продления с помощью организма времени жизни, отпущенного на получение от нее сладостных ощущений. Потребность возникает как ощущение дискомфорта. Усилившись, доминантная потребность требует насыщения немедленно, здесь и сейчас. Время удовлетворения потребности — переход состояния дискомфорта в комфортное — дополнительно к приятным ощущениям вызывает подключение положительных эмоций. Таким образом, процесс реализации потребности приносит организму ощущение удовлетворения, физического комфорта, а подсознанию — эмоцию удовольствия.

Биологические потребности не являются смыслом жизни, а являются ее условием. Смысл жизни сверяется не с физиологическими процессами, а с психическими феноменами. Эксплуатировать организм, выжимая из него гормоны радости, — смысл

потребностной психической активности подсознания, психологического типа Человек Потребностный.

Получение процессуального удовольствия здесь и сейчас в результате удовлетворения потребности, инициация человеком поиска такого рода удовольствия превращает реактивность организма в потребностную психическую активность, в диктуемую подсознанием цель деятельности, в конечном счете, в смысл жизни.

• Социальные смыслы личности.

Начиная с пеленок, жизнь человека протекает в обществе. Как в национальных, так и в узко групповых культурах происходит воспитание правил поведения, моральных норм общения. С другой, деятельностной, стороны, цивилизация, развивающаяся как научно-технический прогресс, накапливает знания и передает их последующим поколениям в обучении. С культурной матрицы ее образцы переносятся на новых членов общества (интериоризируются их психикой). Так формируется личность человека — по форме, накладываемой на природный материал. В этой связи личность — вся социализированная психика, интериоризованная в ней культура, совокупность знаний, исторического опыта, социальных ценностей.

Общение и признание, идентификация с социальными ролями и статусами, профессия и семья, приобретение престижных должностей и вещей, власть и материальные блага — главные ценности личности, предоставляемые окружающей социальной средой. Все эти социальные потребности реализуются личностью в деятельности, в целевой психической активности. В идеале задача целевой психической активности — не ошибиться, взвесив все «за» и «против», подготовив все необходимые условия или выждав благоприятно сложившуюся из них ситуацию. Вместе с тем целеполагание будущего строится репродуктивно на основе прошлого успешного опыта, на основе уже приобретенного знания.

Осознанные смыслы жизни личности — достижение цели приобретения социально престижных ценностей и групповая сплоченность.

Основным в удовольствии от жизни становится не сам ее процесс (напротив, процесс приносится в жертву, он трудовой, мучительный). Главным же является престижный социальный статус, материальное накопление, верно сделанный расчет, совпадение ожидаемого с реальным, реализация задуманного. В связи с такими приоритетами смысла жизни можно говорить о сложившемся психологическом типе Человек Целевой.

Жизнь Человека Целевого бедна положительными эмоциями и насыщенна заботами, фрустрациями, отрицательными эмоциями в связи с неожиданными препятствиями на пути к достижению цели.

• Смыслы, присущие индивидуальности.

Мотивационная психическая активность — процесс выбора,

предпочтения предмета потребности из ряда возможных, эмоциональной фиксации на нем, волевого сохранения мотива, невзирая на дефицит возможностей и условий. Мотивация выполняет, по сути, творческую штучную работу индивидуализации избирательного взгляда самости на окружающий мир. Предельная фокусировка, жесткая фиксация потребности на единственном предмете желания, невозможность обладания им превращают предмет потребности в совершенство (идеал).

Смыслы жизни человека, соответствующие избирательной мотивационной психической активности самосознания, состоят в достижении идеалов, воплощающих субъективные представления о совершенстве, фиксирующих ту или иную его этапную форму, которая отвечает на пути развития потенциала индивидуальности промежуточному эталону идентификации.

Человек Мотивационный — тип человека, бытие которого организуется в соответствии с указанными смыслами жизни. Для него психофизиологическая цена достижения идеала не имеет значения. Имеет аффективную значимость только ценность состояния совершенства (сверхценность).

• Духовные смыслы жизни.

Первыми признаками подлинной индивидуальности (самости) являются интересы к предметам и явлениям вне зависимости от их адекватности биологическим потребностям или их социально признанной ценности, а также склонности человека к определенным видам деятельности, в которых ярко, продуктивно раскрываются его специальные задатки, спонтанно развиваются творческие способности.

Творческий человек и на любительском, и на профессиональном уровне загипнотизирован решением сверхзадачи прорыва в

новое измерение: как выразить с помощью своих чувств, мыслей, действий одну из сторон объективной истины, пока еще неизвестной, скрытой для него, для других людей.

Духовная потребность — стремление к выходу из конкретного социального окружения в «чистую» культуру. В отличие от биологических, она ориентирована не на материальное потребление предметов окружающей среды, а является субъективной необходимостью, потребностью в поиске и производстве совершенной внешней среды. Духовность — развитость эстетических, гностических и нравственных чувств человека; сопереживание вечным ценностям человечества.

Смысл жизни Человека Духовного — стремление к гармонии с совершенными творениями мироздания, культуры, переживание связанных с ними эстетических, гностических, нравственных чувств, потребность соответствовать им индивидуальной, данной от природы сущностью специальных и духовных задатков.

• Религиозные смыслы жизни.

Религиозный смысл жизни — исполнение законов Бога, переданных людям через Его посланников, для обеспечения вечной жизни души после смерти тела.

Человек не имеет возможности в каждом периоде своего возрастного развития, вместе со сменой ведущей потребности, появлением психических новообразований, ставить перед сознанием вопрос о новом смысле жизни. Этот вопрос снимается до поры до времени бессознательно, автоматически, «зубчатым колесом» развития (по выражению Э. Эриксона). Очередному этапу онтогенеза всегда предшествует латентный смысл жизни, заданный кризисной социально-биологической ситуацией развития, которая детерминирует маршрут жизненного пути.

В процессе переживания событий мотив-стимул указывает человеку с помощью эмоций на субъективно значимый предмет его потребности. Смыслообразующая функция мотива приходит на смену стимулирующей (осознается как причина) в целеполагании, поскольку жизнь человека тождественна его деятельности. Сдвигающая к смыслу жизни сила, таким образом, — ведущая социальная потребность онтогенеза; продвигающая по жизненному пути сила — ведущая деятельность.

Чисто философский вопрос предназначения отдельной человеческой жизни, вопрос к самому себе «Зачем я живу?» становится практическим в формулировке «Для чего (кого) я живу?». Это вопрос приоритета субъективных ценностей, психологических механизмов образования бессознательных ценностных установок; осознания ценностей; смены приоритетов ценностей в процессе психического развития человека или деградации его личности.

На вопрос «Для чего (кого) я живу?» дают ясные ответы цели нашей жизни. Становится очевидным, что ситуация, заставившая нас спросить об этом,, не совместима с целями, которые мы преследуем. Однако причины, по которым выбрана цель, требуют осмысления.

Смыслы жизни — осознанные выборы ведущей субъективной ценности на перспективу очередного этапа жизненного пути или весь жизненный путь. Смыслы жизни закономерно предъявляются сознанию, прежде всего, в кризисные периоды его био-психо-социального развития и в обобщенном виде представлены иерархической лестницей восхождения от биологического существа к социальной и духовной сущности человека (А. Маслоу). Каждый новый этап развития при этом может, не отменяя прежних смыслов жизни, надстраивать над ними свой.

Базисные потребности — постоянное необходимое условие возникновения новых потребностей более высокого уровня. Для индивида это биологические потребности. Для личности - потребности в любви, социальной необходимости и признании. Базисные потребности незамечаемы, как дыхание, пока они удовлетворены. Когда мы теряем здоровье, людей, благоприятные условия жизни, наступают, как правило, поворотные моменты судьбы и переосмысления ценностей.

Понять логику смены смыслов существования можно, обратившись к истокам и интимным механизмам психической активности.

Истоки психической активности — биологические (потребности и генетические программы развития задатков в способность удовлетворения потребностей), ориентиры — социальные и духовные.

Социальные ориентиры, как правило, отличаются от духовных. Социум, начиная с родителей, обучает ребенка правилам, знаниям, способам жизни в обществе, требует от него исполнения обязанностей. Кроме того, в общении с конкретными живыми носителями культуры передается как верхняя, в понимании М.М. Бахтина, духовная культура гуманистических, эстетических, гностических, нравственных ценностей, так и нижняя — ценностей биологических в их грубо материальном воплощении. В этой связи состояние духовной потребности — всегда стремление к выходу из конкретного социального окружения в «чистую» культуру (очищенную от примесей бездуховной культуры в ее конкретных носителях, поклоняющихся богатству и власти) — в культуру идеалов и духовных продуктов науки, искусства, религии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: