Обобщение. 1. Смыслы жизни осознаются в результате обоснованного выбора ценностей среди предметов и явлений социализированной жизни

1. Смыслы жизни осознаются в результате обоснованного выбора ценностей среди предметов и явлений социализированной жизни, индивидуальной значимости потерь и приобретений, целей и ведущей деятельности (направленность интересов, склонностей и способностей), идеалов совершенствования общества и себя — их связи в единую систему детерминации судьбы, активной или пассивной позиции в возможности управлять ею.

2. Смыслы жизни, не формулируемые сознанием как таковые, действуют как потребности, мотивы, цели, ценностные ориентации, направленность личности, идеалы, убеждения и мировоззрение.

3. В психологии выделены следующие методологические подходы к классификации смыслов жизни: принцип индивидуального предпочтения из стандартного набора общечеловеческих ценностей, принцип развития, принцип психологического типа.

4. Смыслы жизни индивида, выполняемые потребностной психической активностью, определены инстинктами, влечениями.

5. Смыслы жизни личности, выполняемые целевой психической активностью, определены социальными ценностями общества, в котором человек живет.

6. Смыслы жизни индивидуальности, выполняемые мотивационной психической активностью, определены дальностью целей, требующих саморазвития, творческими сверхзадачами самовыражения, необходимостью самоутверждения, признания в обществе, диалектикой единства и противостояния качеств индивидуализма и коллективизма.

7. Смысл жизни любого человека определяется его знанием своей смертности, конечности своего существования.

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 2002.

2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М., 1968.

3. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. — М., 1994.

4. Государев Н.А. Так становятся чемпионами. Комментарии психолога. — М., 1989.

5. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.. — М., 1991.

6. Государев Н.А. Практическая психодиагностика. — М., 2006.

7. Государев Н.А. Дифференциальная психология в вопросах и ответах. Учебное пособие..— М., 2008.

8. Государев Н.А. Психологическая парадигма человека. — М., 2008.

9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. — М., 1986.

10. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. — С.-П., 2004.

11. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. - СПб., 1922.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.

13. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. — М., 1963. Т. 1.

14. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. — М., 1954.

15. Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997.

16. Менегетти А. Психология жизни. — СПб., 1992.

17. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. — М., 1997.

18. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.

19. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. — М., 2002.

20. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мо-тивационно-эмоциональный аспект. — М., 1975.

21. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

23. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989.

24. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

25. Хорни К. Наши внутренние конфликты. — М., 2003.

26. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М., 1997.

27. Шадриков В.Д. Способности человека. - М.-Воронеж, 1997.

28. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб., 1999.

29. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М., 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: