Обобщение. 1. Регулятивный психологический тип — интеграция структур интеллекта и характера, когнитивных и коммуникативных функций посредством особенностей структуры

1. Регулятивный психологический тип — интеграция структур интеллекта и характера, когнитивных и коммуникативных функций посредством особенностей структуры регулятивных функций психики.

2. Особенности структуры регулятивных психологических типов (человек потребностный, человек мотивационный, человек целевой) связаны со значительной продолжительностью действия потребности, мотива или цели, задержкой фаз их психической активности, обусловленной биологическими и социальными факторами психического развития человека.

3. Преобладание одной из трех детерминант психической активности взаимообусловлено факторами определенных способностей и социальных условий выполнения их специфических функций, влияет на структуризацию когнитивных и коммуникативных психологических типов.

Функция потребности — побуждение к действиям. Чтобы удовлетворить потребность здесь и сейчас, необходимы сенсомоторные способности, интеллектуальные задатки оперативного мышления и социальные условия немедленной поддержки.

Функция мотива — направленность действий на избранный объект. Чтобы удержать объект, несмотря на фрустрацию, малую вероятность достижения, длительную дистанцию реализации мотива, необходимы условия совпадения временного дефицита социальных обстоятельств, знаний, умений, навыков с гипермотивацией достижения фиксированного в мотиве объекта потребности. Гипермотивацию поддерживает стойкость аффекта, а гипермотивация и эмоциональная напряженность питают волю и творчество. (В эмоционально-волевом ведущем способе деятельности эмоции сосредоточены в мечтах, чувствах, воображении. В сенсомотор-ном ведущем способе деятельности при потребностной психической активности эмоциональность поверхностна, создает фон настроения, фиксирует в памяти приятные и неприятные ощущения. В рациональном ведущем способе деятельности при целевой психической активности эмоции подчинены контролю сознания, целесообразности действий, подавляются или выполняют нередко инструментальную функцию манипулирования людьми.)

Функция цели — планирование и программирование деятельности. Чтобы достичь цели и безошибочно реализовать потребность и мотив, необходимы организаторские интеллектуальные способности, информация, знания, умение взаимодействовать с людьми, от которых зависит решение проблемы.

4. Интегрирующий центр структуры регулятивного психологического типа — Я-концепция: представление человека о себе в будущем (идеальное Я), о своих достижениях и о своем статусе, что уже стало достоянием и фактом прошлого времени (реальное Я), о своих возможностях или их совершенствовании в настоящем времени (реализующее Я: претворяющее идеальное Я в реальном Я).

5. Идеальное Я («хочу иметь, но не могу»), воплощаемое пока в фантазиях, мечтах, воображении, использует, главным образом, мотивационную психическую активность и определяет уровень притязаний.

Реальное Я («имею») опирается на прошлый опыт, социальную оценку своей персоны, использует целевую психическую активность, действует по намеченной программе.

Реализующее Я («могу иметь»), действующее в быстротекущем настоящем времени по ситуации, опирается на самооценку, сенсомоторные задатки оперативной деятельности, скоростные возможности интеллекта, ближайшую зону развития способностей, а также на волю преодоления препятствий.

Существуют две принципиально разнящиеся между собой природы потребностей, связанные с психической реактивностью, необходимостью приспособления к внешней среде (аккомодационные потребности), и с психической активностью, потребностью структуры выполнять свою функцию (функциональные потребности), направленные на ассимиляцию внешней среды.

Аккомодационные социальные потребности реализуются благодаря интеллектуальным возможностям обучаемости, т.е. использованию прошлого опыта других людей. Реализующее Я, тем самым, действует по программе целевой психической активности «взятого на прокат» реального Я других людей.

Реализующее Я, выполняющее задачу ассимиляционной пот-ребностной активности, может претворять в жизнь сиюминутные потребности организма, ситуативные потребности приобретения привлекательных объектов, а также потребности творческих способностей в состояниях вдохновения.

Реализующее Я, подключенное к идеальному Я, реализует сверхзадачу мотивационной психической активности, работает на будущее, подготавливая его в настоящем процессе самосовершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: