Метод принудительного артикулирования

Предлагается еще один метод оттеснения проговаривания во время чтения – метод принудительной артикулирования (МПА). Он основан на создании помех проговариванию во время чтения. Суть метода заключается в сознательной принудительной замене активного артикулирования пассивным.

В процессе чтения вместо проговаривания написанного текста, т.е. активного артикулирования, наряду с осмыслением текста, произносится какой-либо текст или какие-либо слова, т.е. производится пассивное проговаривание. Вы занимаете мышцы гортани и языка проговариванием не того текста, который вы в это время читаете глазами, а другого. В этом случае вы уже не будете связывать смысл того, что вы произносите, с тем, что читаете. Можно, например, напевать песню, над словами которой не надо задумываться, произносить считалочку, считать слова в читаемых предложениях. Давайте остановимся на последнем.

Предлагается во время чтения текста производить приблизительный подсчет слов в читаемых предложениях. Подсчет проводить без осмысления ряда чисел, то есть пассивно.

Заменив активное артикулирование пассивным, вы практически заставите мозг воспринимать лишь те понятия, которые будут идти по зрительному каналу.

Главное достоинство метода принудительного артикулирования в том, что читаемый текст осмысливается, обрабатывается мозгом без сплошного озвучивания читаемых слов, в результате чего вырабатывается психическая установка (привычка) на чтение без сплошного артикулирования.

Метод принудительного артикулирования имеет и недостаток: мозг, кроме основной функции – смысловой обработки поступающей от зрительного канала информации, выполняет и побочную – контролирует, хотя и минимально, подсчет слов, снижая восприятие текста, по сравнению с потенциальным.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Читайте тексты, одновременно подсчитывая про себя количество слов, которые вы прочитали.

Читать старайтесь иначе, чем обычно: посмотрите на слово, уясните его смысл и мысленно произнесите число.

Читать нужно с максимально возможной скоростью, но так, чтобы текст был усвоен не менее чем на 50%. Можно считать не все слова в предложении. Союзы, предлоги, частицы и другие короткие слова не считайте. Можно даже не подсчитывать и те слова, которым вы просто не успели присвоить порядковый номер. Но считайте непременно про себя и четко, ясно, без пауз: «Одиндватричетыре…».

Если вам нужно произнести коротко звучащую цифру (например «три»), а в это время вы читаете длинное слово (например, «машиностроение»), то можно прочитать его, проговаривая про себя «три четыре», т.е. продолжая счет. Но иногда под проговаривание длинного номера (например, «двадцать четыре») вам надо просмотреть короткое слово (например, «он»). В этом случает под этим номером вместе с короткими словами просмотрите и следующее слово.

Счет ведите до 30. Дойдя до 30, начинайте без перерыва считать заново.

При чтении методом принудительного артикулирования необходимо достичь максимального усвоения читаемого при непрерывной работе мышцы гортани и языка, беззвучно проговаривающих числа.

Пример: Одииииндваааааатрииииииииииииичетырепяааааааааатьшесть Первые плоды от проникновения людей за пределы Земли сеэээээээмьвосемьдеээвятьдесятьодиииииииииинадцать достались науке. Геологи теперь не ограничиваются двенааааадцатьтринадцатьчетырнадцать……….. исследованием лишь одной Земли, …………………….. ………………………………………………..двадцатьдевять ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,астрофизические тридцатьраааааааздвааааааааатрииииииииичетырееее…. явления в глубинах мироздания с помощью приборов………

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: