Измененные состояния сознания

В этом разделе мы попытаемся рассмотреть теоретические стороны, касающиеся изменённых состояний сознания (ИСС).

Согласно одной из точек зрения, всё многообразие состояний сознания можно разделить на два вида: исходные СС, т.е. наиболее отчетливые (они могут быть и нормальными и патологическими), и изменённые, проявляющиеся в качестве своеобразных «оттенков в рамках исходных СС»[26].

Д.И. Гудман определял ИСС как «психическое состояние, вызванное тем или иным физиологическим, психологическим или фармакологическим агентом, субъективно описываемое индивидом в терминах внутреннего опыта и при объективном наблюдении за ним характеризуемое как отклонение от определенной нормы функционирования психики»[27].

Ч. Тарт так же дает своё определение ИСС, как качественной перестройки в индивидуальном паттерне психического функционирования.

Феномены возникновения ИСС, их использование, искусственное вызывание известно с древних времен и широко использовалось в шаманизме. Во многом именно на ИСС «держалось» могущество первобытных колдунов-«первопроходцев» этой загадочной, мистической и в то же время чарующе-притягательной сферы человеческого сознания. В изменённых состояниях сознания можно найти корни зарождения первых примитивных религий, формирования того «базиса», который неизменно сохраняется на протяжении тысячелетий, передаваясь как определённый генетический код во многих, если не во всех, религиях мира прежде всего в качестве божественного откровения и множества разнообразных техник, которые нацелены на то, чтобы привести в специфические ИСС, необходимые для совершения религиозных практик. С.П. Рончевский указал наиболее важные феноменологические черты, свойственные большинству ИСС: изменение чувства активности, нарушение восприятия собственного единства, присутствие аффективных нарушений, интровертированная установка сознания и удаление от окружающего мира с изменением отношения к нему.

Смены психических содержаний в ИСС, как показывают данные ряда исследований, представляют собой способ адаптации человека к изменяющимся условиям существования[28]. В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, А.В. Рассохин, опираясь на данные отечественной психологии в рамках психосемантического подходу к изучению ИСС выделяют несколько критериев, в зависимости от происходящих изменений:

1. формы категоризации субъекта, т.е. переход к нестандартным способам упорядочивания внутреннего опыта (в форме наглядно-чувственных, довербальных, образов);

2. эмоциональной окраски, отражаемого в сознании внутреннего опыта (например, переживания новизны при переходе к новым формам категоризации);

3. процессов самосознания, переживание некоторых элементов ИСС в качестве объективных, не зависящих от человека феноменов;

восприятие времени, цепи событий с выпадением определённой их части, обусловленным невыразительностью опыта полученного в ИСС на язык «социально нормированных форм категоризации»[29]

Существует огромное количество способов, позволяющих достигнуть ИСС. Это могут быть различные экстремальные жизненные ситуации, в которые попадал индивид и вызвавшие у него серьёзные душевные потрясения; серьёзные заболевания, дыхательные практики; фармакологические вмешательства (приём различных психоделиков); медитации; техники введения в транс, гипноз, воздействие музыки, пост, лишение сна, сенсорное голодание, кровопускание и т.д. Речь о разновидностях ИСС пойдёт в следующей главе.

Остаётся только отметить, что, несмотря на тот огромный опыт, который открывает перед человеком ИСС, их применение, на протяжении большого промежутка времени в западной цивилизации, в основе которой лежит принцип рациональности (его квинтэссенцией является Декартовское «Cogito ergo sum», т.е. «мыслю – следовательно существую»), который представляет собой, по утверждению Ч. Тарта, рационализацию бессознательных проявлений и порывов человека, лежал запрет на исследование ИСС. Им было отказано в существовании.

Получилось так, что бытие человека свелось только к существованию в рамках представляемых обыденным, согласованным сознанием. Если говорить образно, это похоже на то, как будто западная цивилизация признала, что только равносторонний треугольник с его рациональным совершенством и изменениями только в размере сторон, в зависимости от «способностей» является треугольником, а все остальные не просто не треугольники, «остального» вообще не должно быть. Получилось так, что цивилизованный человек, кичившийся своими знаниями, оказался менее сведущ в вопросах, связанных с сознанием (основой, главным таинством каждого человека!), нежели его необразованный невоспитанный, но более полноценно живущий первобытный предок.

Современная психология пытается отойти от этой традиции, исследуя то, о чём люди знали уже тысячелетия назад.

В следующей главе мы рассмотрим новые подходы к сознанию, объединяющие донаучные и непосредственно научные наработки в сфере картографий состояний сознания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: