Упражнение 49 2. Потренируйтесь на таблице №3. Норматив: 30-80 секунд. При поиске анализируйте по две колонки одновременно. Такой же поиск – на таблице №4

На предлагаемых ниже таблицах вам предстоит проводить поочередный поиск всех чисел в возрастающей последовательности или букв в алфавитном порядке (в таблицах представлены все буквы алфавита кроме Ё, Ъ, Ь). Проводите поиск как можно быстрее, пытаясь уложиться в указанные нормы времени. Очередная буква или очередное число считаются найденными, если они были восприняты боковым или центральным взглядом после предыдущих букв или чисел. Допускается только вертикальное перемещение взгляда или луча внимания при поиске чисел или букв.

С каждым днем тренировок по таблицам ваше поле восприятия будет расширяться больше и больше.

В конечном итоге вы сможете проводить поиск чисел или букв с широким полем восприятия, охватывающим всю ширину таблицы. Взгляд при этом будет перемещаться только по вертикали.

Последовательность работы с таблицами следующая:

1. Потренируйтесь на таблице №1. Норматив: 40-100 секунд на таблицу. При поиске анализируйте колонки по одной. Проведите такой же поиск на таблице №2.

Сплошная линия показывает траекторию, по которой перемещается взгляд во время поиска, пунктирная линия указывает на мгновенное перемещение взгляда к началу новой траектории поиска.

2. Потренируйтесь на таблице №3. Норматив: 30-80 секунд. При поиске анализируйте по две колонки одновременно. Такой же поиск – на таблице №4.

3. Таблица №5. 20-60 секунд. По три колонки. Таблица №6.

4. Таблица №7. 20-50 секунд. При поиске анализируйте по три колонки одновременно, но фиксируйте взгляд, начиная со второй строки и доводя его до предпоследней. То есть в начале движения взгляд фиксируется на букве В, анализируя при этом 9 букв одновременно:

Й Ф Я
У В С
Е П И

Затем взгляд плавно переходит на П (поле восприятия покрывает У, В, С, Е, П, И, Г, О, Б) и далее – на О (воспринимаются Е, П, И, Г, О, Б, Щ, Д, З). Так же проработайте правую половину таблицы. Проведите такой же поиск на таблице №8.

5. Таблица №9. 20-40 секунд. Взгляд фиксируется на второй строке между У и М, воспринимая две верхние строки по всей ширине. Затем взгляд плавно скользит между буквами Е и Т (воспринимая всю строку) и останавливается между буквами Б и Л, анализируя оставшиеся две строки. После этого взгляд перескакивает в исходное положение между У и М (см. рисунок слева).

6. Затем потренируйтесь на таблице №10 (см. рисунок выше справа). Взгляд фиксируется на точке. По таблице перемещается только «луч внимания». При этом часто происходит естественное небольшое смещение взгляда от точки. Во время поиска постоянно держите в поле внимания рамку таблицы.

Примечания:

1. Если вы при поиске случайно обратите внимание на одну из букв, следующих после искомой по алфавиту, то в нужный момент к этой букве можно переходить не по вертикали, а по любой косой линии или даже по возвратной.

2. Если вы заметите, что непроизвольно от восприятия отмеченной колонки переходите к восприятию более широким полем, то не нужно сужать поле восприятия до ширины колонки.

3. Если норматив по таблицам с данной шириной колонки регулярно выполняется или даже перевыполняется, прекращайте работу с такими таблицами и оставьте для работы лишь таблицы с более широкими таблицами.

4. Если вы долго не можете найти очередную букву, прекращайте работу с этой таблице и переходите к следующей.

5. Перед началом поиска чисел в течении 5-10 секунд следует повторять мысленно выработанные формулировки с абсолютной верой в их осуществление, и сила собственного внушения поможет реализовать их на практике.

6. Во время поиска нужно стараться удерживать предельную концентрацию внимания, понимать, что при выполнении этого упражнения расширяется поле восприятия, и стараться расширить его как можно больше.

7. Каждое найденное число надо фиксировать сознанием, понимать, что число найдено, не указывая на него. Время поиска должно быть ограниченным: 20-30 секунд на таблицу на начальном этапе выполнения упражнения и 15-20 секунд к концу курса обучения (у некоторых обучающихся время поиска вначале бывает 35-40 секунд, а в конце – 8-12 секунд!).

8. Для контроля скорости поиска можно использовать метроном. В первый день, выполняя упражнения при установленной норме 30 секунд на одну таблицу, метроном надо поставить на 50 ударов в минуту. В последующие дни при норме 20 секунд на таблицу метроном следует установить на 75 ударов в минуту. Каждый раз за один удар метронома должны быть найдено одно число. Если получается быстрее – прекрасно. В любом случае психическая установка будет: «Скорее! Скорее!» + «Поле восприятия – шире!».

9. Чтобы оценить, как перемещается ваш взгляд по таблице, не происходит ли его перемещения по горизонтали, не бегают ли ваши глаза беспорядочно по таблице в поиске чисел, попросите кого-нибудь сесть на против вас и смотреть непосредственно в ваши глаза, минуя таблицу, которую вы держите перед собой. Этот простой способ проверки поможет вам устранить неточности в выполнении упражнения.

Поработав две недели с таблицами, вы убедитесь в универсальности этого упражнения, ибо его освоение способствует решению трех задач:

1) оно учит негоризонтальному перемещению взгляда;

2) существенно расширяет поле восприятия;

3) напряженными условиями выполнения (предельной концентрации внимания, требованием находить числа максимально быстро, за очень короткое время) развивает внутреннюю потребность работать быстро, вырабатывает психическую установку на необходимость торопиться, частично способствуя тем самым решению третьей задачи, т.е. создавая почву для развития навыка антиципации (от латинского anticipatio, что значит предвосхищение, предугадывание, в данном случае недочитанного текста). Развитие же навыка антицинации максимально активизирует технику чтения.

Обретенная способность к негоризонтальному перемещению взгляда, соединенная с преимуществами, которые дает использование расширенного поля восприятия, значительно усовершенствует вашу технику чтения и будет положительно сказываться при обработке любой печатной информации.

Вы научитесь быстро находить существенную информацию скользящим движением глаз сверху вниз по странице, научитесь перемещать взгляд более рационально, привыкните к тому, что скорость чтения может быть очень большой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: