Характеристика методов педагогической диагностики

Метод (от греч. methodos – путь исследования или познания) – способ, посредством которого познаётся предмет науки, путь построения и обоснования научного знания. Фактом педагогической науки является то, что у неё нет однозначного набора исследовательских методов. Педагогика широко использует социологические, социально-психологические, психологические, педагогические и математические методы исследования. Педагогическое исследование в силу специфики предмета (педагогического процесса) представляет сложность, т.к. во всяком педагогическом процессе участвуют педагоги и воспитанники, отличающиеся по многим показателям как общим для некоторых групп, так и индивидуальным. Кроме того, протекание процесса происходит в различающихся по большому количеству параметров условиях и обстоятельствах. Эта трудность не допускает использования одного отдельного метода исследования, а требует использования комплекса методов, позволяющих всесторонне изучать предмет исследования.

При выборе методов научно-педагогического исследования рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

- принципом совокупности методов исследования, то есть использования комплекса взаимодополняющих методов;

- принципом адекватности методов существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя;

- принципом запрета экспериментов, использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред человеку (испытуемым), процессу его развития, образовательно-воспитательному процессу.

В качестве наиболее часто применяемых методов про проведение педагогического эксперимента используются: изучение литературы и документов; наблюдение; опрос (беседа, интервью, анкетирование); метод экспертных оценок; изучение результатов деятельности учащихся и др.

Следует отметить, что перечисленные методы исследования используются также при проведении исследования и другими науками, например, психологией. Но в отличие от психологического исследования, в педагогике результаты диагностики используются не столько для констатации особенностей психики, свойств и качеств личности, сколько для выявления качеств личности с целью построения педагогического процесса, способного их формировать. Поэтому в педагогическом эксперименте в большинстве случаев не ограничиваются констатирующим экспериментом, а организовывают формирующий эксперимент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: