Требования к структуре и содержанию теоретической части исследования

В теоретической части дипломного исследования раскрывается история и теория исследуемого вопроса, осуществляется сравнительный анализ литературы по теме, дается критический анализ современной литературы, определяются позиции автора. Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования. Для написания исследования необходимо проработать не менее 30 источников.

Выделяются три источника библиографической информации:

· Первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.);

· Вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.)

· Третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.)

Для теоретического исследования, безусловно, наибольшей ценностью обладают первичные источники информации. Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.

При написании дипломной работы следует просмотреть периодические издания за два последних года: «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Магистр», «Классный руководитель» и другие общепедагогические журналы, а также методические журналы, имеющие отношение к специальности: «Русский язык в школе», «Начальная школа», «Математика в школе», «Иностранные языки в школе» и другие. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения (41):

· Кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?

· Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

· В чем конкретно они состоят?

Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей разного рода. По аналогии с существующей в информатике классификацией научной информации (первичная, вторичная, третичная), материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, также будут относиться к этим трем группам:

к первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д.

Вторичные материалы – записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д.

Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Очень важно, чтобы оформляемый в результате теоретического исследования текст содержал в себе ссылки на авторство, цитаты с указанием первоисточника, только в этом случае он будет носить научный характер.

Каждый параграф и каждая глава должны заканчиваться выводом, вбирающим в себя основные рассмотренные идеи, правила и, представляющим собой обоснованный текстом параграфа ответ на проблему, заключенную в названии параграфа или главы. Вывод может начинаться словами: «итак», «таким образом», «подводя итог сказанному» и т.д.

Перед написанием текста необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы их использование было однозначным. Это означает, что понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному (например, “воспитание”, ”коллектив”, ”личность” и др.) должно во всем тексте данной работы от начала до конца, иметь лишь одно четко определенное автором значение.

Мы понимаем, что работа по формулировке понятий, определений, используемых в дипломе, представляет собой длительный, трудоемкий процесс. И.В. Усачева и И.И. Ильясов (41) выделяют три способа создания текста с основными понятиями.

Текст № 1 (констатирующий, текст- рассуждение).

Описываются основные понятия исследования и логические связи между ними, т.е. создается понятийный аппарат будущей работы. (

Текст № 2 (констатирующий).

Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа, одно их перечисление.

Текст № 3 (собственно творческий текст).

Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Понятия классифицируются по выбранному параметру, делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.

В работе предпочтителен вариант текста № 3, текст № 1 может быть представлен в глоссарии к исследованию и размещен в приложении. Текст № 2 в дипломной работе нежелателен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: