Текст дипломного исследования начинается с введения. Оно должно занимать 2-3 страницы печатного текста и содержать в себе обоснование выбора темы, цели и хода исследования. Во введении должна быть раскрыта актуальность, новизна и практическая значимость исследования. Для этого студенту необходимо показать значимость выделенной проблемы и обосновать необходимость ее разрешения в настоящее время. Проблема (от греч. problema – задача, задание) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Чёткая, конкретная формулировка проблемы позволяет определить прогнозируемые результаты исследования, которые станут объектом анализа. Решение проблемы не содержится в известном знании и не может быть получено путём преобразования имеющейся информации. Чтобы выявить проблему, необходимо описать проблемную ситуацию, вскрыть недостатки в обученности или воспитанности учащихся или в воспитательном процессе, которые следует устранить и, по возможности, выявить противоречия, на разрешение которого будет направлено исследование. Далее необходимо показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, перечислить авторов, которые писали по этой проблеме, указать на недостаточно изученные аспекты.
Во введении кратко отражается информация о замысле исследования, формулируется цель, гипотеза, объект, предмет и задачи исследования.
ЦЕЛЬ - Какой научный результат исследователь намерен получить в итоге исследования, каким он его видит?
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – Что рассматривается? Какой
процесс мы изучаем?
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - Как рассматривается объект,
какие новые отношения,
свойства, аспекты, функции
раскрывает данное
исследование?
Объект исследования – это педагогическое пространство, в рамках которого находится то, что будет изучаться. Объектами педагогических исследований являются педагогические системы, явления, реальные педагогические процессы (воспитание какого-либо качества, обучение чему-либо, развитие одной из сторон личности, формирование коллектива и т.д.), которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Под предметом педагогического исследования понимают конкретную часть объекта или процесс, в нём происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Предмет исследования характеризует определённые стороны, свойства объекта, представляющие для исследователя интерес в связи с данной проблемой. Предметом может быть совокупность элементов, связей, отношений в области объекта.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ – Предположение о наличии
какой связи или зависимости мы проверяем?
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза представляет собой пробное обобщение относительно природы изучаемых явлений и возможных путей разрешения проблемы. Гипотеза должна содержать в себе предположение о закономерной (причинной) связи исследуемых явлений. Гипотеза может состоять из одного или двух - трех утверждений. Чаще всего в гипотезе встречаются конструкция типа: «Если ….., то ……..» или «Мы предположили, что становление …… возможно при следующих условиях……»
ЗАДАЧИ - Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
в теоретическом плане - теоретические задачи (ключевые слова: ознакомиться, изучить, рассмотреть, разработать понятийно-терминологическую систему, проанализировать, сопоставить точки зрения, обобщить и т.д.);
в практическом плане - практические задачи (ключевые слова: подобрать и создать методики, исследовать, разработать, апробировать, проанализировать, выявить особенности, определить условия, сравнить, определить результативность и пр.).
Количество задач может варьироваться от 3-4 до 10-12.
Иерархически организованная последовательность задач образует основу программы исследовательской деятельности.
ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ – Что не очевидно в объекте,
что исследователь видит в
нем такого, чего не замечают
другие? Какие утверждения
он берется доказать?
Несколько фрагментов дипломных исследований студентов, описывающих базовые позиции исследования во введении, представлены в Приложении 2.
В процессе работы над дипломной работой гипотеза, цели и задачи исследования могут дополняться, уточняться, корректироваться. Например, В.И. Загвязинский, ссылаясь на философскую литературу, пишет о рабочей и научной или реальной гипотезе. Рабочая гипотеза представляет собой временное предположение о закономерной (причинной) связи явлений, необходимое для систематизации теоретического и фактического материала. Научная гипотеза – это уточненная рабочая гипотеза, появляющаяся при накоплении нового теоретического и практического материала.