усиление социальной направленности приватизации

Способы, методы и инструментарий приватизации должны обеспечивать равные права и возможности для всех слоев российского общества, включая социально не защищенные слои населения. При принятии решений о приватизации государственного имущества необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых предприятий и территорий, охраны окружающей среды и здоровья граждан. Необходимо шире практиковать приватизацию государственного имущества путем проведения коммерческих конкурсов с социальными условиями.

3. Методы реализации государственной политики

в области приватизации

Методы реализации государственной политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида государственного имущества.

В отношении унитарных предприятий необходимо:

а) определить их оптимальное количество, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно - правовых форм;

б) установить соответствующее распределение средств между бюджетом и унитарным предприятием при продаже государственного имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения;

в) провести в сжатые сроки приватизацию объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для государственных нужд, преимущественно в целях создания новых производств, а также изъять неиспользуемое оборудование. Продажа указанных объектов осуществляется по минимальной цене при условии принятия новым собственником обязательств в соответствии с разрабатываемой системой контролируемых показателей;

г) определить целесообразность создания вертикально интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество на основе доверительного управления. При создании таких структур необходимо следить за соблюдением антимонопольного законодательства;

д) содействовать скорейшему принятию закона, регламентирующего деятельность государственных унитарных предприятий.

При принятии приватизационных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнение бюджета и перспективное развитие приватизируемого предприятия.

В отношении пакетов акций, находящихся в государственной собственности, необходимо:

проводить приватизацию высоколиквидных пакетов акций с ориентацией на значительные поступления средств в бюджет, привлекая в обязательном порядке финансовых консультантов, вознаграждение которых должно зависеть от величины полученных при приватизации средств;

приватизацию низколиквидных пакетов акций осуществлять путем их продажи по минимальной цене при условиях принятия новым собственником инвестиционных и (или) социальных обязательств (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач и др.) и проведения предварительного независимого анализа бизнес - плана претендента;

проводить в целях повышения эффективности продажи акций, находящихся в государственной собственности, широкомасштабные маркетинговые исследования для выявления потенциального спроса на них. Размеры пакетов акций, способы и сроки их приватизации определяются с ориентацией на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии их интересам государства;

при приватизации акций способами, предусматривающими инвестиционные вложения, ориентироваться прежде всего на отрасли, дающие быструю отдачу и являющиеся "локомотивными". Планируемые к реализации инвестиционные программы должны быть сжаты во времени до технологически приемлемого уровня;

в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся - проведение прямой продажи акций по результатам переговоров с инвестором. При этом цена объекта должна быть не ниже его стартовой цены на несостоявшемся аукционе;

осуществлять выпуски ценных бумаг, размещаемых как на отечественном, так и на международных фондовых рынках и обеспечивающих их владельцам отсроченное право на приобретение акций, находящихся в государственной собственности.

В случае если в государственной собственности находятся пакеты акций размером менее 25 процентов, предусматриваются следующие меры:

внесение акций в уставный капитал другого акционерного общества по рыночной стоимости;

увеличение государственного пакета акций до уровня не ниже блокирующего за счет внесения по рыночной стоимости государственного имущества в уставный капитал общества или приобретения акций этого общества на вторичном рынке с последующей продажей пакета акций стратегическому инвестору;

передача государственного пакета акций эмитенту либо субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в счет бюджетного финансирования, обуславливая это погашением и в дальнейшем отсутствием задолженности по заработной плате, по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и по другим параметрам;

продажа государственного пакета акций по льготной цене работникам предприятий, в том числе в процессе создания народных предприятий.

В отношении земли и федеральной недвижимости необходимо:

осуществить законодательное урегулирование вопросов создания единых имущественных комплексов, состоящих из земельного участка и расположенных на нем зданий, сооружений и элементов производственной инфраструктуры;

обеспечить организационные условия для приватизации объектов недвижимости, включая предприятия, вместе с земельными участками, а также возможность внесения земельных участков в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ при приватизации. Результатом этого должно стать повышение курсовой стоимости акций предприятий и, как следствие, возможность привлечения инвестиций в целях перспективного развития предприятий;

провести там, где это целесообразно, приватизацию излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества унитарных предприятий и учреждений;

осуществить передачу объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) за счет бюджетного финансирования и погашения задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов Российской Федерации;

привлекать инвесторов к участию в деятельности по сохранению памятников истории и культуры, осуществляя при этом контроль со стороны государства за сохранностью, реставрацией и реконструкцией при использовании указанных объектов.

В отношении зарубежной собственности необходимо:

обеспечить подтверждение прав собственности Российской Федерации на объекты, находящиеся на территории иностранных государств;

выявить и обеспечить доказательство прав собственности России на имущество Российской империи и бывшего СССР;

вывести из-под дипломатического статуса не использующиеся по прямому назначению площади загранучреждений;

осуществлять постоянный мониторинг состава и состояния зарубежной недвижимости и ее использования загранучреждениями и по его результатам проводить перераспределение площадей в целях их более эффективного использования;

провести маркетинговые исследования и выработать рекомендации по использованию зарубежного имущества Российской Федерации с учетом специфики страны, в которой это имущество находится, и перспектив создания коммерческих структур, способных обеспечить в будущем значительные бюджетные поступления от использования зарубежной собственности.

4. Государственный контроль за ходом

проведения приватизации и постприватизационным

развитием предприятий

Целью государственного контроля за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использования государственного имущества, безусловная реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки.

Предусматриваются следующие этапы государственного контроля:

а) подготовка государственного имущества к приватизации;

б) непосредственная реализация приватизационных процедур;

в) выполнение новым собственником взятых обязательств.

Государственный контроль на этапе подготовки государственного имущества к приватизации должен включать в себя:

контроль конкурсной процедуры выбора финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества;

поэтапный контроль за действиями финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества при выполнении ими процедур, связанных с приватизацией государственного имущества;

контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации государственного имущества (размер отчуждаемых пакетов акций, способ и сроки приватизации, цена приватизируемого имущества), контроль за обязательным учетом потенциального спроса на приватизируемое имущество.

Государственный контроль на этапе непосредственной реализации приватизационных процедур должен предусматривать:

анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже государственного имущества (деловая репутация, продолжительность деятельности, сведения об источниках средств, используемых при оплате);

анализ бизнес - планов по выполнению инвестиционных или социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками по условиям коммерческих конкурсов (возможность реализации принимаемых обязательств в установленные сроки, достаточность собственных средств для их реализации, обеспеченность бизнес - планов необходимыми ресурсами).

Государственный контроль на этапе выполнения новым собственником взятых на себя обязательств должен включать в себя:

разработку системы показателей постприватизационного развития предприятий с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов;

контроль за обязательным соблюдением системы показателей постприватизационного развития предприятий.

Постприватизационный контроль государства должен сопровождаться постприватизационной поддержкой предприятий.

Такая поддержка может включать в себя:

консалтинговое сопровождение предприятий на льготных условиях, включая инвестиционный, финансовый, юридический, управленческий и кадровый консалтинг;

организационную поддержку, оказываемую предприятиям при освоении новой продукции и занятии новых ниш на соответствующем рынке;

государственную поддержку квалифицированными кадрами.

5. Информационное обеспечение приватизации

государственного имущества

Ключевыми задачами информационного обеспечения приватизации являются повышение уровня полноты и достоверности информации о приватизируемом государственном имуществе в целях достижения прозрачности происходящих процессов, а также создания условий для контроля государства и принятия эффективных решений в отношении государственной собственности.

Для решения указанных задач необходимо:

создать реестр государственного имущества с систематизированными данными о всех элементах государственной собственности (унитарные предприятия, пакеты акций, находящиеся в государственной собственности, земля и федеральная недвижимость, собственность Российской Федерации, находящаяся за рубежом) для контроля за состоянием этого имущества и оптимизации принятия решений по его использованию с учетом народно - хозяйственных интересов. При создании и ведении указанного реестра необходимо предусмотреть разработку единой системы показателей учета, контроля и анализа государственного имущества, разработку правил и процедур обновления данных, системы разграничения доступа к информации различных категорий ее потребителей, реализацию мер ответственности за предоставление недостоверной информации и др.;

завершить формирование системы информационного обеспечения деятельности Министерства государственного имущества Российской Федерации, обеспечивающей получение, учет, хранение, обработку и выдачу данных об операциях с объектами государственной собственности, а также информации, необходимой для проведения предпродажной подготовки приватизируемых предприятий, оценки их стоимости.

Заключение

Значение Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления государством полномочий собственника государственного имущества или субъекта имущественных прав, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов государства в государственном секторе экономики.

Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в стране и осуществления важнейших функций государства - развивающей и стимулирующей - в отношении национальной экономики.

Полная инвентаризация государственного имущества в стране и за рубежом, вовлечение его в гражданский оборот позволят сформировать баланс имущества Российской Федерации, что является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями - стоимостью и ликвидностью, а также правовым режимом, обеспечивающим адекватный экономическим потребностям порядок их использования. Инвентаризация и классификация государственного имущества, осуществление мероприятий по повышению его ликвидности позволят эффективно использовать указанное имущество в качестве обеспечения при привлечении инвестиционных ресурсов.

Переход от массовой приватизации к использованию индивидуального подхода при принятии решений о приватизации государственного имущества повысит его оборотоспособность, позволит государству стать полноправным субъектом экономических отношений и оптимизировать структуру принадлежащих ему активов.

Увеличение доходов (рентных платежей и иных неналоговых поступлений) от более эффективного использования государственного имущества и оптимизация расходов на управление им в интересах осуществления развивающей функции государства дадут возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий и должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в национальную экономику, прежде всего в ее реальный сектор, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества.

Инструментом реинвестирования является использование в рамках бюджетного процесса Бюджета развития Российской Федерации.

Осуществление всего комплекса мероприятий, предусмотренных Концепцией, должно сопровождаться совершенствованием механизма образования и использования Бюджета развития Российской Федерации.

Следующим необходимым шагом в использовании потенциала Концепции должно стать совершенствование оценки и отбора инвестиционных проектов (программ), которые финансируются за счет средств Бюджета развития Российской Федерации или под реализацию которых предоставляются государственные гарантии.

Необходимо отдельно рассмотреть вопрос банкротства предприятий в рамках системы управления государственным имуществом.

На этапе осуществления процедур банкротства ориентация на фискальную составляющую этих процедур, то есть на скорейшее взыскание задолженности, не дает реальных результатов. Это является основной отличительной особенностью банкротства предприятий в Российской Федерации. В то же время грамотное применение процедур банкротства позволяет осуществлять структурные изменения обанкротившегося предприятия, что приводит в будущем к стабильному поступлению налогов, нормальной работе производства, увеличению числа рабочих мест и привлечению инвестиций.

Именно при процедурах банкротства предприятий происходит высвобождение объектов социальной сферы, вовлечение в оборот объектов недвижимости с одновременным сохранением работающих комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя из этого банкротство в первую очередь должно осуществляться в целях санации производства, создания новых структурных элементов производства.

Кроме того, банкротство - один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Вопрос о банкротстве - это вопрос в большей степени инвестиционно - имущественный, чем фискальный. Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно, с долей участия государства.

Исходя из изложенного участие государства как кредитора в процедурах банкротства должно быть направлено на осуществление реструктуризации предприятий, привлечение эффективных собственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности предприятий в ущерб фискальным краткосрочным интересам.

Это возможно осуществить путем капитализации долга государству, конвертации его в акции обществ и реализации их для решения обозначенных задач.

Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы России, которым должны служить результаты процесса превращения государства в эффективного собственника.

Приложение

к Концепции управления

государственным имуществом

и приватизации

в Российской Федерации

ПЛАН

ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ВОПРОСАМ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2000 N 903)

┌─────────────────────────┬───────────┬──────────┬───────────────┐

│ Содержание вопроса │ Орган, │ Срок │ Ответственные │

│ │принимающий│подготовки│ исполнители │

│ │нормативный│ │ │

│ │ акт │ │ │

└─────────────────────────┴───────────┴──────────┴───────────────┘

I. В сфере управления государственными предприятиями

и учреждениями

1. О создании Правитель- ноябрь Минэкономики

информационного ство 1999 г. России

реестра показателей Российской Мингосимущество

экономической Федерации России

эффективности федеральные

деятельности органы

федеральных исполнительной

государственных власти

унитарных предприятий

и открытых

акционерных обществ,

акции которых

находятся в

федеральной

собственности

2. О реорганизации Правитель- октябрь Мингосимущество

федеральных ство 1999 г. России

государственных Российской Минфин России

унитарных Федерации Минэкономики

предприятий, России

основанных на праве Минтопэнерго

хозяйственного России

ведения Минатом России

Минюст России

Минсельхозпрод

России

Российское

авиационно -

космическое

агентство

3. Об усилении контроля Правитель- октябрь Мингосимущество

за деятельностью ство 1999 г. России

федеральных Российской Минэкономики

государственных Федерации России

унитарных предприятий Минсельхозпрод

и управлением России

находящимися в Минюст России

федеральной

собственности акциями

открытых акционерных

обществ

4. О проведении аудита Правитель- ноябрь Мингосимущество

федеральных ство 1999 г. России

государственных Российской Минэкономики

унитарных предприятий Федерации России

Минфин России

Минюст России

Минсельхозпрод

России

Госстрой России

5. О передаче Правитель- октябрь Мингосимущество

федеральных ство 1999 г. России

государственных Российской Минсельхозпрод

унитарных предприятий Федерации России

в собственность Министерство по

субъектов Российской делам федерации

Федерации и националь -

ностей Россий -

ской Федерации

Госстрой России

Российское

авиационно -

космическое

агентство

6. О порядке назначения Правитель- ноябрь Мингосимущество

и аттестации ство 1999 г. России

руководителей Российской Минтруд России

федеральных Федерации Минфин России

государственных Минсельхозпрод

унитарных предприятий России

Минюст России

Госстрой России

Российское

авиационно -

космическое

агентство

7. О порядке отчетности Правитель- октябрь Мингосимущество

руководителей ство 1999 г. России

федеральных Российской Минэкономики

государственных Федерации России

унитарных предприятий Минтруд России

и представителей Минфин России

Российской Федерации Федеральная

в органах управления служба России

открытых акционерных по финансовому

обществ оздоровлению и

банкротству

Российское

авиационно -

космическое

агентство

8. О перечне и методике Минэконо- ноябрь Минэкономики

определения основных мики 1999 г. России

экономических России и Минфин России

показателей Мингосиму- МНС России

эффективности щество Мингосимущество

деятельности России России

федеральных

государственных

унитарных предприятий

и открытых

акционерных обществ,

акции которых

находятся в

федеральной

собственности

9. О примерном Мингос- декабрь Мингосимущество

техническом задании имущество 1999 г. России

на проведение России

аудиторской проверки

федерального

государственного

унитарного

предприятия

10. Исключен. - Постановление Правительства РФ от 29.11.2000

N 903

II. В сфере управления акциями, находящимися

в федеральной собственности

11. О порядке создания Президент декабрь Мингосимущество

холдинговых компаний Российской 1999 г. России

и иных вертикально Федерации Минэкономики

интегрированных России

структур с участием МАП России

государства Минюст России

Минсельхозпрод

России

Госстрой России

12. О порядке передачи в Президент ноябрь Мингосимущество

доверительное Российской 1999 г. России

управление акций, Федерации Минэкономики

находящихся в России

федеральной Минфин России

собственности Минюст России

Госстрой России

Российское

авиационно -

космическое

агентство

13. О порядке избрания, Правитель- ноябрь Мингосимущество

назначения и ство 1999 г. России

деятельности Российской Минэкономики

представителей Федерации России

Российской Федерации Минфин России

в органах управления Минсельхозпрод

и ревизионных России

комиссиях открытых Минюст России

акционерных обществ, Госстрой России

акции которых Российское

находятся в авиационно -

федеральной космическое

собственности, а агентство

также в отношении

которых принято

решение об

использовании

специального права

("золотой акции")

14. О внесении изменений Правитель- декабрь Мингосимущество

и дополнений в ство 1999 г. России

Постановление Российской Минэкономики

Правительства Федерации России

Российской Федерации Минфин России

от 7 августа 1997 г. Минсельхозпрод

N 989 "О порядке России

передачи в ФКЦБ России

доверительное МАП России

управление Минюст России

закрепленных в Госстрой России

федеральной

собственности акций

акционерных обществ,

созданных в процессе

приватизации, и

заключении договоров

доверительного

управления этими

акциями"

15. Исключен. - Постановление Правительства РФ от 29.11.2000

N 903

III. В сфере управления федеральной недвижимостью

16. Исключен. - Постановление Правительства РФ от 29.11.2000

N 903

17. О внесении дополнений федераль- декабрь Минфин России

в законодательные ный закон 1999 г. Мингосимущество

акты Российской России

Федерации по учету в Минюст России

федеральном бюджете

доходов от

использования

имущества,

находящегося в

федеральной

собственности

18. Исключен. - Постановление Правительства РФ от 29.11.2000

N 903

19. О порядке Правитель- январь Мингосимущество

государственной ство 2000 г. России

регистрации прав на Российской Минюст России

недвижимое имущество, Федерации Государственный

находящееся в комитет

федеральной Российской

собственности Федерации по

земельной

политике

Госстрой России

20. О проведении Правитель- январь Мингосимущество

инвентаризации ство 2000 г. России

объектов Российской Минюст России

незавершенного Федерации Минсельхозпрод

строительства, России

находящихся в Госстрой России

федеральной

собственности, и

порядке их

дальнейшего

использования

21. Исключен. - Постановление Правительства РФ от 29.11.2000

N 903

22. О порядке передачи Правитель- декабрь Мингосимущество

объектов ство 1999 г. России

недвижимости, Российской Минсельхозпрод

находящихся в Федерации России

федеральной Государственный

собственности, в комитет

собственность Российской

субъектов Российской Федерации по

Федерации земельной

политике

Госстрой России

23 - 24. Исключены. - Постановление Правительства РФ от

29.11.2000 N 903

25. Об организациях, Мингосиму- ноябрь Мингосимущество

привлекаемых для щество 1999 г. России

оценки стоимости России Госстрой России

имущества,

находящегося в

федеральной

собственности

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2000 N 903)

26. О примерном Мингосиму- ноябрь Мингосимущество

техническом задании щество 1999 г. России

на проведение оценки России Госстрой России

объектов

недвижимости,

находящихся в

федеральной

собственности

──────────────────────────────────────────────────────────────────


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: