История проблем культуры

Конспект

Лекций по культурологии

Доц. Александровой Л.Н.

В данной шпоре отсытствуют след. темы:

Др. Индия, Др. Греция, Буддизм, Конфуцианство, К-ра средневековья, Романский и готические стили, К-ра мусульманского мира, К-ра возрождения.

(не успели набрать... J)

Ни пуха ни пера!!

Посещайте наш сайт!!

История проблем культуры.

Понятие «культура» появ. в паре с понятием «цивилизация» в 18в.. В это время общ-во переходит к новому типу отношений: к капиталистическим. Капиталистическое общ-во существенно отлич. от феодального по своим ценностям и целям. В феод. общ-ве чел. понимается как целостная личность, универсальное сущ-во. В кап. общ-ве формируется новое понимание чел-ка: как узкий специалист, профессионал в какой-то определенной области.

Понятие «культура» охватывало круг духовных ценностей, понятие «цивилизация» - негативные процессы в общ-ве.

Основные модели культуры.

Рассм. различные исторические модели культуры: 1) классическая (возрожденческая); 2)натуралистическая (франц. материалисты, нем. просвещение, Фейербах, Фрейд); 3) идеалистическая (классич. нем. фил-фия)

Классическая модель: Осн. черты:

1)_Гуманизм – связан с новой трактовкой чел-ка по сравнению со средневековой: чел-к – сущ-во независимое ни от природного, ни от божественного миров. Г-зм основан на антропоцентризме: чел-к - – ндивидуальность, сам себе определяющий место в мире, сам себя создающий; 2) Рационализм – чел-к – творческое свободное сущ-во, т.к. у него есть разум – способность к идеальному моделированию, к постановке целей и идеалов; 3) Историзм – чел-к и общ-во – процесс создания и формирования культуры, идеалов, самого чел-ка. Культура – процесс самосовершенствования человека.

Натуралистическая модель:

Чел-к поним. как чисто природное сущ-во, одно из звеньев природной эволюции. Общ-во и культура – высшая ступень естественной эволюции природы.

ФРЕЙД (Ф): чел-к, его чувства – определяются бессознательным уровнем психики, кот. сост. из 3-х этапов: 1) Сверх-Я (общ-во и к-ра, принцип (далее п-п) совести); 2) Я (сознание, п-п совести); 3) Оно (бессознательные инстинкты – эрос (инстинкт жизни) и танатос (инстинкт смерти), п-п удовлетворения).

Исходя из этого: к-ра – система социокульткрных регуляторов (норм, традиций), определяющих поведение и мышление чел-ка извне. Между Сверх-Я и Оно происходит конфликт – причина невротизма.

Идеалистическая модель:

Идеалистическая модель противоположна натуралистической. Основоположник – Кант (19в.). В её основе – представления чел-ка как противоречия между телесным и духовным началом чел-ка. По Канту: чел-к живет в 2-х мирах – мир природы (несвободное сущ-во) и мир разума (свободное). К-ра – сфера разума, морали и идеалов, она противоположна природе.

Гегель развивал эти же взгляды. Он счит., что к-ра и общ-во – завершающая ступень в развитии абсолютного духа, поэтому они не имеют собственной основы.

К-ра – развитие духа человечества, разума, религии, эстетики, искусства морали, науки, нравственности и т.д.

Понятие к-ры: современные подходы.

В совр. общ-ве около 200 определений к-ры. Рассм. 3 осн. понятия к-ры:

1) Аксиологическое: к-ра поним. как совокупность духовных ценностей чел-ва.

2) Технологическое: к-ра ноним. как 2-ая природа, искусственная среда, созданная чел-ком как особый способ жизнедеятельности.

3) Общесоциологическое: к-ра включ. в себя 3 сферы: материальное производство (орудия труда); духовное пр-во (мораль, наука, идеи); пр-во личности соц-го сущ-ва (сфера образования).

К-ру определяют как совокупность дух-ных и матер-ных ценностей. Любое произ-ние искусства или науки нач. жить только тогда, когда его воспринимают в общ-ве и оно способствует развитию личности и общ-ва. Не то общ-во явл. более развитым, которое накопило более ценностей, а то которое востребует эти ценности.

Культура и образование.

Ближе к 20 веку наблюдаются расхождения в процессах к-ры и образования. Наследование опыта предшествующих поколений в каждом общ-ве различны.

Обучение строится по принципу восхождения: от незнания к большему знанию, т.е. на основании з-на «отрицания отрицания»: тезис – аниттезиз (1ое отриц.) – синтез (2ое).

Обучение ведетяс по учебным материалам, кот. предст. собой изложение обобщенных опытов предш. поколений. На более высоких ступенях предполагается снятие (забывание) знаний, полученных на ранней стадии. Образ-ным считаетя тот чел-к, кот. сумел больше познать, чтобы стать специалистом в своём деле.

Кумуляция предполагает накопление знаний, информации без изменения старых знаний, т.к. старые знания связаны с новыми и в течении своей жизни чел-к пересматривает свои взгляды и т.о. развивается.

В соврем. общ-ве к-ра проникает и в другие сферы чел. жизни: в науку, политику, экономику, религию, поскольку любой опыт оказывается ценным для выживания всего чел-ва. Т.е. происх. диалог – общение – субъектов, стоящих на разных уровнях развития. Согласно совр. подходу:

1) К-РА – форма одновременного сущ-ния и общения людей, обществ прошлых и настоящих культур, стоящих на разных уровнях развития.

2) К-РА – самоопределение индивида, диалог между «я» и «ты» с целью самоконтроля, самовоспитания, саморегуляции.

3) К-РА – мир худож-ных, философских и т.д. произведений, их существ-ния, функционирования, т.е. к-ра поним. как реализация способностей каждого чел-ка.

Рационалистическая концепция Гегеля (Г-ль).

В эпоху просвещения было сформировано представление о чел-ке, как о сущ-ве творческом, творч. способность которого основывается на разуме. Разум поним. как раз и навсегда данный и не развивающийся, а только проявляющий себя. Г-ль начал рассматривать разум как развивающийся и совершенствующийся.

Абсол. идея Г-ля сперва не обладает никакими знаниями, но стремится к самопознанию. На 1 этапе она порождает логику – систему понятий как инструментов самопознания. Но этого оказывается недостаточно. Идея не достигает полного самопознания и переходит на 2 этап, где порождает природу. На 3 этапе абсол. идея рождает общ-во и чел-ка с их сознанием и мышлением.

Г-ль поним. к-ру и общ-во как воплощение абсол. идеи, как средство самопознания. В качестве основы и субстанции истории он видел стремление к саморазвертыванию мирового разума, а всё что делают люди есть осущ-ние целей мирового духа. Г-ль попытался осмыслить многообразие мира, культур, субъектов как единый целостный процесс, как форму проявления абсол. духа. Историю он предст. как процесс движения от менее совершенного к более.

Г-ль счит., что в основе развития мирового разума лежит свобода. Он выделил след. ступени: 1) Вост. люди счит., что чел-к свободен настолько, насколько в нем присутствует божественный дух; 2) Др. цивилизации: свободны только отдельные личности; 3) Герм. христ-кие народы пришли к сознанию, что каждый чел-к свободен, задача чел-ка – развитие свободы как способа своего существования.

Выводы: 1) Мировое развитие ограничено (имеет нач. и конец), мир-ой дух сливается сам с собой в совершенном мире; 2) Чел-к предс. собой средство реализации абс. идеи и не предст. собой ничего большего; 3) Мир-ой разум обретает в к-ре символич. воплощение, а гос-ве – объективное, т.е. 2 процесса: дух-ный культ-ный и объект-ный полит-кий; 4) Гегелевская модель к-ры явл. европоцентристской, а рационалистич., основанная на полной свободе, сейчас нах. в кризисе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: