Особенности архаической к-ры

История первобыт. общ-ва охватывает время от возникновения чел-ка (40-100 тыс. лет назад) до сегодняшнего дня. В совр. к-ре принято различать: собственно первобыт. к-ру, кот. сущ-ла до появления цивилизации и традиционно первобыт. к-ру существования. I-ая изучается археологией, II-ая – этнографией. Данные, полученные в рез-те исследований археологии и этнографии обобщаются, анализируются и делается вывод об архаической к-ре в целом. В эпоху первобыт. общ-ва зародились осн. виды духовной к-ры: религиозные представления, мифология, различные виды худ-го тв-ва. Сущ-ет мнение, что в к-ре совр. общ-ва цивилизованный слой достаточно тонок, через него прорываются эл-ты первобытного сознания, наблюдается закономерность: чем важнее для людей жизненные ситуации (брак, похороны и т.д.) тем значительнее оформление в обрядах и ритуалах, влияние символов, образов, стереотипов на совр. жизнь.

Время возникновения чел-ка – 40-100 тыс. лет до н.э. в сев.-вост. Африке. Периодизация: 1) палеолит (40 – 35 тыс. до н.э. – 12 – 10 тыс. до н. э.) – появляется членораздельная речь, чел-к овладевает огнем, строит жилище, в позднем палеолите появл. искусство; 2) мезолит (10 – 12 тыс. до н. э. –8 тыс. до н. э.) – люди приручают собаку, изобретают лук и стрелы, осваивают плетение, изготавливают корзины и рыболовные сети; 3) неолит (8 тыс. до н. э. –4-3 тыс. до н. э.) – чел-к переходит от присваивающего хозяйства к производящему (земледелие, животноводство, прядение, гончарное пр-во).

Миф и первобытная к-ра.

Мифология – самый ранний тип мировоззрение первобытного общ-ва. Мифы – первая попытка людей осмыслить свое сущ-ние, особенности миф-го мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий. Миф отражает интуитивно-осознаваемую закономерность и упорядоченность явлений природы. Осн. специфические черты миф-го мировоззрения: синкретизм – чел-к не различает реального и фантастического мира: боги и сверхъестественные существа жили в одном мире с людьми. Полифункциональность – различные функции для регуляции отношений в обществе, включает в себя эл-ты религии, науки, морали, политич. знания. Антропоморфизм – первобыт. люди предст. себе мир по аналогии отношений людей в общ-ве, объяснением всего непонятного явл. принцип кровно-родственных отношений и тот min опыт, кот. община уже имела.

Миф – первая попытка самопознания чел-ком себя; иррациональный, образный метод постижения мира и себя; попытка чел-ка восстановить, гармонизировать своё существование и сущ-ние природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: