Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. В своей деятельности оно подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.
Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей, которое дается не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре премьера. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения. Он руководит деятельностью Правительства и отвечает за его работу; в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения в течение двух месяцев представляет повторную программу деятельности Правительства; информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех его важнейших решениях. Премьер может предлагать Президенту определенные кандидатуры в состав Правительства, но окончательное решение в этом вопросе остается за Главой государства. Заседания Правительства проходят под председательством Премьера или Президента. Ориентируясь на основные направления внутренней и внешней политики Беларуси, определяемые от имени народа Президентом, Премьер разрабатывает программу деятельности Правительства и меры по ее реализации. Основной функцией Премьера является непосредственное руководство деятельностью Правительства. Именно за осуществление этой функции Премьер несет персональную ответственность перед Президентом.
|
|
Идеологическая деятельность Правительства имеет два аспекта: практический и информационно-пропагандистский.
Идеология практической деятельности Совета Министров проявляется в осуществлении кадрового, финансового и материального обеспечения деятельности народного хозяйства, в создании необходимых для этого организационных структур, в способах распоряжения материальными, финансовыми и прочими ресурсами. Идеология практической деятельности Правительства заключается в реализации им экономической, аграрной, социальной, жилищной и иной политики белорусского государства.
Организация информационно-пропагандистской работы Правительства направлена на формирование определенного общественного мнения через СМИ.
34. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах современной Беларуси
|
|
Местное самоуправление — способ реализации принципа разделения властей по вертикали в отличие от разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную по горизонтали. Децентрализация власти, ее распределение среди множества местных органов управления призваны сделать ее более ответственной, а населению дать возможность контролировать ту власть, с которой ему чаще всего приходится взаимодействовать.
Формами осуществления местного самоуправления в Беларуси являются: местные Советы депутатов; органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные); местные референдумы; собрания (сходы) граждан; иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц. Статья 12 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» устанавливает три территориальных уровня местных Советов:
- первичный, к которому относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения) Советы;
- базовый, включающий городские (городов областного подчинения) и районные Советы;
- областной, который представлен областными Советами. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.
Помимо местного самоуправления в Беларуси существует местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления в Республике Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
В настоящее время идеологическая деятельность органов местного управления и самоуправления должна быть более разносторонней и эффективной, должна повышаться их воспитательная роль. Их непосредственной обязанностью является массово-политическая и культурно-просветительская работа, охрана общественного порядка, воспитание молодежи, организация досуга граждан.
Идеологический заряд несут в себе и многие проводимые на местном уровне мероприятия. В стране повсеместно созданы информационно-пропагандистские и консультативные группы, проводятся единые дни информирования. Активно действуют группы докладчиков, выступающие важным инструментом информирования людей, формирования общественного мнения и одновременно эффективным средством политического роста самих руководителей.
Хорошо зарекомендовали себя организованные в ряде мест прямые телефонные линии местных исполкомов, дни открытого письма. Помогает решать многие информационные, мобилизационные, организационно-методические и идейно-воспитательные вопросы проведение выездных заседаний исполкомов на предприятиях и в хозяйствах. Получили право на существование и такие формы идеологической работы, как пресс-центры в областях, городах, районах. Важной идеологической составляющей на местном уровне являются и некоторые формы морального и материального поощрения тружеников города и села (доски почета, грамоты, благодарственные письма, именные стипендии и т.д.).