Центральным элементом политической системы Республики Беларусь является Президент, пост которого был введен в Беларуси в 1994 году вместе с принятием Конституции. До принятия Конституции Беларусь являлась парламентской республикой.(В.Ф. Кебич)
На республиканском референдуме 24 ноября 1996 года был принят президентский вариант Конституции, который изменил форму правления и создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. Тем самым в 1996 году Республика Беларусь превратилась в смешанную, полупрезидентскую республику с широкими полномочиями Президента.
Президент — высшее должностное лицо Республики Беларусь, которое обладает широкими полномочиями и выполняет ключевые функции в белорусской системе органов власти.
Основные функции президентской власти в Республике Беларусь следующие:
— гарантийная функция. Президент — гарант Конституции; прав и свобод человека и гражданина; реализации основных направлений внутренней и внешней политики (ст. 79 Конституции Республики Беларусь). Он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности; обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти; осуществляет посредничество между органами государственной власти.
|
|
- арбитражно-интегративная функция. Президент как хранитель основ конституционного строя, ценностей общества олицетворяет единство народа и на этом основании обеспечивает необходимое взаимодействие всех ветвей власти.
- контрольная функция. Президент Беларуси наделен рядом контрольных полномочий. В отношении исполнительной власти это достигается за счет подотчетности Правительства Президенту, прямого подчинения ряда министерств и ведомств непосредственно Главе государства, правом Президента отменять акты Правительства.
Инициатором создания идеологии белорусского государства выступил Президент Беларуси А. Г. Лукашенко. По его мнению, государство, лишенное четких целей и не определившее метод и средства их достижения, фактически слабо и беззащитно. Ему могут быть навязаны чужие идеалы и ценности, губительные для него нововведения.
Государственная идеология, как подчеркнул А. Г. Лукашенко, сформулирована в Основном Законе — Конституции Республики Беларусь. Именно в ней четко определены важнейшие идеологические приоритеты белорусского государства:
✓ принцип народовластия, под которым понимается право народа управлять своим обществом и государством через представительные органы власти, а также участвовать в референдумах и всенародных собраниях;
|
|
✓ принцип социальной справедливости, гарантирующий каждому гражданину Беларуси достойные условия жизни;
✓ принцип верховенства права, т.е. реальное обеспечение прав и свобод человека;
✓ принцип национальной солидарности, обеспечивающий сплочение всех граждан страны независимо от их национальной, религиозной и другой принадлежности на основе общности целей в построении сильной и процветающей Беларуси;
✓ принцип суверенитета белорусского государства, под которым понимается право народа быть хозяином на собственной земле, иметь свою национальную культуру и свои национальные традиции.
Реализация данных идеологических постулатов осуществляется благодаря функционированию в Беларуси эффективной президентской власти, являющейся одной из важнейших особенностей белорусской модели развития.
Президент РБ является главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единение народа, гарант реализации основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношения с другими государствами и межгосударственными органами. Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечение политической и экономической стабильности. Обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняется по закону. Президентом может быть избран гражданин РБ по рождению не моложе 35 лет, обладающего избирательным правом и постоянно проживающего в РБ не менее 10 лет и непосредственно перед выборами. Президент РБ избирается на 5 лет народом РБ на выборах при тайном голосовании. Кандидат на должность Президента РБ выдвигается гражданами РБ при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей. Президент вступает в должность после принятия присяги. Присяга принимается в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего судов не позднее 3-х месяцев со дня избрания президента. Президент на основании Конституции издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории РБ. Президент не может занимать другие должности, получать помимо зарплаты денежные вознаграждения.
31. Идеологическая политика Президента Республики Беларусь выражается в его решениях (декретах, указах, распоряжениях, директивах и т.д.), выступлениях. Выступления А. Г. Лукашенко всегда являются программными, так как в них формулируются основные концепции развития белорусского общества, осуществляется сложный и важный процесс целеполагания в рамках государственного управления.
Важная роль в деятельности Президента на идеологическом поприще принадлежит его ежегодным посланиям Национальному собранию Республики Беларусь, которые утвердились в практике после референдума 1996 года. В числе прочих поручений Президента особое место занимает указание Национальной академии наук Беларуси совместно с Академией управления при Президенте обеспечить научную разработку основ идеологии белорусского государства, а также введение во всех вузах страны спецкурса по основам идеологии белорусского государства с подготовкой соответствующих учебных пособий.
В современной Беларуси идеологической работой занимаются кадры всех уровней, начиная с работников управления идеологии Администрации Президента, заканчивая работниками предприятий и учреждений как государственной, так и частной форм собственности. По всей республике действуют информационно-пропагандистские группы, проводятся единые дни информирования. В городах и районах страны воссозданы структуры Белорусского общества «Знание», опирающиеся на традиции советской пропаганды. По роду деятельности в идеологическую работу вовлечены врачи, учителя, преподаватели социально-гуманитарных дисциплин. Предприняты меры по увеличению тиражей периодических изданий, дотируемых из бюджета, а также сокращению объемов их списания при розничной реализации, повышается их идейно-содержательный уровень. Таким образом, Президент Республики Беларусь является главным выразителем интересов, ценностей и идеалов белорусского общества. В силу этого ключевыми ориентирами в сфере идеологической политики белорусского государства являются его выступления и практическая деятельность по реализации своих властных полномочий
|
|
32. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в идеологических процессах белорусского государства
Парламент — это высший представительный и законодательный орган власти.
В 1994 году согласно новой Конституции высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь стал Верховный Совет. В 1996 году белорусский Парламент приобрел новое название и структуру. Парламент современной Беларуси носит название Национального собрания Республики Беларусь и состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Численность депутатского корпуса Национального собрания составляет 174 человека, срок депутатских полномочий ограничен четырьмя годами. Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Совет Республики является палатой территориального представительства, состоящей из 64 депутатов (по 8 депутатов от каждой области и 8 назначается Президентом Республики Беларусь).
Национальное собрание Республики Беларусь является одним из важнейших государственных институтов, активно задействованным в идеологических процессах белорусского государства. Наиболее реальной возможностью влияния Парламента на государственную идеологию является законодательное содействие созданию необходимых условий для формирования новых идей, взглядов, ценностей, моделей поведения, которые могут лечь в основу развития общества и государства.
|
|
На современном этапе развития суверенного белорусского государства Национальное собрание Республики Беларусь должно сосредоточить усилия, прежде всего, на том, чтобы сделать действующее законодательство максимально совершенным. Парламентариям необходимо стремиться к стабильности законодательства. По мнению Президента Республики Беларусь, принимаемые законы должны решать текущие вопросы, стоящие на повестке дня, «делая жизнь людей проще, легче и комфортнее. Они должны быть понятными и доступными для каждого, учитывать интересы всех групп и слоев населения. Законы должны быть актуальными, своевременными, соответствующими объективным общественно-историческим процессам»*.
Эффективность законотворческого процесса в республике обеспечивается тесным взаимодействием между собой всех его участников — Палат Парламента с субъектами права законодательной инициативы, экспертными организациями, которые действуют в русле единой государственной политики.
В идеологической деятельности Национального собрания Республики Беларусь особое место занимает законодательное регулирование духовной жизни белорусского общества. Важнейшими объектами законодательной деятельности Парламента в сфере духовной жизни являются образование, культура, наука.
Таким образом, Национальное собрание Республики Беларусь является важным идеологическим органом. От его деятельности зависит реализация пропагандируемых в стране идеологических постулатов, жизнь каждого отдельного человека, поскольку именно законодательное творчество Парламента определяет основные ценности, идеалы, потребности, запросы, модели поведения граждан республики.