Президент Республики Беларусь, его роль в формировании идеологии белорусского государства

Центральным элементом политической системы Рес­публики Беларусь является Президент, пост которого был введен в Беларуси в 1994 году вместе с принятием Кон­ституции. До принятия Конституции Беларусь являлась парламентской республикой.(В.Ф. Кебич)

На республиканском референдуме 24 ноября 1996 года был принят президентский вариант Конститу­ции, который изменил форму правления и создал совер­шенно новую модель государственного устройства Беларуси. Тем самым в 1996 году Республика Бе­ларусь превратилась в смешанную, полупрезидентскую республику с широкими полномочиями Президента.

Президент — высшее должностное лицо Республики Беларусь, которое обладает широкими полномочиями и вы­полняет ключевые функции в белорусской системе орга­нов власти.

Основные функции президентской власти в Республике Беларусь следующие:

— гарантийная функция. Президент — гарант Конститу­ции; прав и свобод человека и гражданина; реализации основных направлений внутренней и внешней политики (ст. 79 Конституции Республики Беларусь). Он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостно­сти; обеспечивает политическую и экономическую стабиль­ность, преемственность и взаимодействие органов госу­дарственной власти; осуществляет посредничество между органами государственной власти.

- арбитражно-интегративная функция. Президент как хранитель основ конституционного строя, ценностей общества олице­творяет единство народа и на этом основании обеспечивает необходимое взаимодействие всех ветвей власти.

- контрольная функция. Президент Беларуси наделен рядом контрольных полномочий. В отношении исполни­тельной власти это достигается за счет подотчетности Пра­вительства Президенту, прямого подчинения ряда мини­стерств и ведомств непосредственно Главе государства, правом Президента отменять акты Правительства.

Инициатором создания идеологии белорусского государ­ства выступил Президент Беларуси А. Г. Лукашенко. По его мнению, государство, лишенное четких целей и не опре­делившее метод и средства их достижения, фактически слабо и беззащитно. Ему могут быть навязаны чужие идеа­лы и ценности, губительные для него нововведения.

Государственная идеология, как подчеркнул А. Г. Лу­кашенко, сформулирована в Основном Законе — Консти­туции Республики Беларусь. Именно в ней четко опреде­лены важнейшие идеологические приоритеты белорусского государства:

✓ принцип народовластия, под которым понимается право народа управлять своим обществом и государством через представительные органы власти, а также участво­вать в референдумах и всенародных собраниях;

✓ принцип социальной справедливости, гарантирую­щий каждому гражданину Беларуси достойные условия жизни;

✓ принцип верховенства права, т.е. реальное обеспече­ние прав и свобод человека;

✓ принцип национальной солидарности, обеспечиваю­щий сплочение всех граждан страны независимо от их на­циональной, религиозной и другой принадлежности на основе общности целей в построении сильной и процве­тающей Беларуси;

✓ принцип суверенитета белорусского государства, под которым понимается право народа быть хозяином на соб­ственной земле, иметь свою национальную культуру и свои национальные традиции.

Реализация данных идеологических постулатов осуще­ствляется благодаря функционированию в Беларуси эф­фективной президентской власти, являющейся одной из важнейших особенностей белорусской модели развития.

Президент РБ является главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражда­нина. Президент олицетворяет единение народа, гарант реализации основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношения с другими государствами и межгосударственными ор­ганами. Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и террито­риальной целостности, обеспечение политической и экономической стабильности. Обладает неприкосно­венностью, его честь и достоинство охраняется по закону. Президентом может быть избран гражданин РБ по рождению не моложе 35 лет, обладающего избирательным правом и постоянно проживающего в РБ не менее 10 лет и непосредственно перед выборами. Президент РБ избирается на 5 лет народом РБ на выбо­рах при тайном голосовании. Кандидат на должность Президента РБ выдвигается гражданами РБ при на­личии не менее 100 тыс. подписей избирателей. Президент вступает в должность после принятия присяги. Присяга принимается в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего судов не позднее 3-х меся­цев со дня избрания президента. Президент на основании Конституции издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории РБ. Президент не может занимать другие должности, получать помимо зарплаты денежные вознаграждения.

31. Идеологическая политика Президента Республики Бе­ларусь выражается в его решениях (декретах, указах, рас­поряжениях, директивах и т.д.), выступлениях. Выступле­ния А. Г. Лукашенко всегда являются программными, так как в них формулируются основные концепции развития белорусского общества, осуществляется сложный и важ­ный процесс целеполагания в рамках государственного управления.

Важная роль в деятельности Президента на идеологи­ческом поприще принадлежит его ежегодным посланиям Национальному собранию Республики Беларусь, которые утвердились в практике после референдума 1996 года. В числе про­чих поручений Президента особое место занимает указа­ние Национальной академии наук Беларуси совместно с Академией управления при Президенте обеспечить на­учную разработку основ идеологии белорусского государ­ства, а также введение во всех вузах страны спецкурса по основам идеологии белорусского государства с подготов­кой соответствующих учебных пособий.

В современной Беларуси идеологической работой зани­маются кадры всех уровней, начиная с работников управ­ления идеологии Администрации Президента, заканчивая работниками предприятий и учреждений как государст­венной, так и частной форм собственности. По всей республике действуют информационно-пропаганди­стские группы, проводятся единые дни информирования. В городах и районах страны воссозданы структуры Бело­русского общества «Знание», опирающиеся на традиции советской пропаганды. По роду деятельности в идеологи­ческую работу вовлечены врачи, учителя, преподаватели социально-гуманитарных дисциплин. Предприняты меры по увеличению тиражей периодических изданий, дотируе­мых из бюджета, а также сокращению объемов их списа­ния при розничной реализации, повышается их идейно-содержательный уровень. Таким образом, Президент Республики Беларусь явля­ется главным выразителем интересов, ценностей и идеа­лов белорусского общества. В силу этого ключевыми ори­ентирами в сфере идеологической политики белорусского государства являются его выступления и практическая дея­тельность по реализации своих властных полномочий

32. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в идеологических процессах белорусского государства

Парламент — это высший представительный и законо­дательный орган власти.

В 1994 году согласно новой Конституции высшим пред­ставительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Рес­публике Беларусь стал Верховный Совет. В 1996 году белорусский Пар­ламент приобрел новое название и структуру. Парламент современной Беларуси носит название Национального со­брания Республики Беларусь и состоит из двух палат - Па­латы представителей и Совета Республики. Численность депутатского корпуса Национального собрания составля­ет 174 человека, срок депутатских полномочий ограничен четырьмя годами. Палата представителей состоит из 110 де­путатов, избираемых на всеоб­щих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Совет Республики является палатой тер­риториального представительства, состоящей из 64 депу­татов (по 8 депутатов от каждой области и 8 назначается Президентом Республики Беларусь).

Национальное собрание Республики Беларусь является одним из важнейших государственных институтов, актив­но задействованным в идеологических процессах белорус­ского государства. Наиболее реальной возможностью влия­ния Парламента на государственную идеологию является законодательное содействие созданию необходимых усло­вий для формирования новых идей, взглядов, ценностей, моделей поведения, которые могут лечь в основу развития общества и государства.

На современном этапе развития суверенного белорус­ского государства Национальное собрание Республики Беларусь должно сосредоточить усилия, прежде всего, на том, чтобы сделать действующее законодательство макси­мально совершенным. Парламентариям необходимо стремиться к ста­бильности законодательства. По мнению Президента Рес­публики Беларусь, принимаемые законы должны решать текущие вопросы, стоящие на повестке дня, «делая жизнь людей проще, легче и комфортнее. Они должны быть по­нятными и доступными для каждого, учитывать интересы всех групп и слоев населения. Законы должны быть акту­альными, своевременными, соответствующими объектив­ным общественно-историческим процессам»*.

Эффективность законотворческого процесса в респуб­лике обеспечивается тесным взаимодействием между со­бой всех его участников — Палат Парламента с субъектами права законодательной инициативы, экспертными орга­низациями, которые действуют в русле единой госу­дарственной политики.

В идеологической деятельности Национального собрания Республики Беларусь особое место занимает законодатель­ное регулирование духовной жизни белорусского общества. Важнейшими объектами законодательной деятельности Пар­ламента в сфере духовной жизни являются образование, куль­тура, наука.

Таким образом, Национальное собрание Республики Беларусь является важным идеологическим органом. От его деятельности зависит реализация пропагандируемых в стра­не идеологических постулатов, жизнь каждого отдельного че­ловека, поскольку именно законодательное творчество Пар­ламента определяет основные ценности, идеалы, потребно­сти, запросы, модели поведения граждан республики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow