Эксперимент (от лат. - опыт, проба, испытание) - основной метод эмпирического исследования естественных явлений в искусственных контролируемых условиях с целевым изменением и регулированием данного процесса в соответствии с требованиями поставленных задач.
Экспериментальный метод в естествознании впервые обосновал и ввел Г. Галилей (1564-1642). Историк науки М. Льоцци в галилеевом эксперименте выделил четыре компонента (фазы): «чувственный опыт, рабочая гипотеза, математическая разработка и опытная проверка» (Льоцци М. История физики. - М., 1970. - С.81 ). В отличие от своего современника Ф. Бэкона, чисто умозрительно изложившего свой экспериментальный метод и которому ни один ученый никогда не следовал, Галилей сам создал приборы для наблюдений и осуществил ряд искусных экспериментов. Галилеевский экспериментальный подход к природе был подхвачен Флорентийской академией наук (1666) и другими первыми научными сообществами.
Современный эксперимент как наиболее сложный и эффективный метод эмпирического исследования включает в себя другие элементарные методы - наблюдение, описание, сравнение и измерение, а в структурном отношении мало отличен от наблюдения (см. Наблюдение). Однако существенное отличие обнаруживается в качественном содержании двух структурных компонентов: объекта экспериментирования и условий наблюдения.
В отличие от наблюдения, где практические операции проводятся над естественными объектами в естественных условиях, экспериментатор всегда пытается вмешаться в структуру исследуемого объекта, в механизмы протекания процессов его функционирования и развития. Однако естественные процессы чрезвычайно сложны и многофакторны, выделить в них наиболее существенное - по крайней мере вначале - непросто. Поэтому эксперимент в первую очередь это действие по созданию искусственных условий при выделении того или иного явления в «чистом» виде без вмешательства побочных факторов. Эти искусственные условия далее должны обеспечить исследование объектов в экстремальных режимах давлений, температур, влажности, напряженности электрических и магнитных полей, скоростей воздействий, плотностей излучений и т.д. с возможностью их полного контроля. Наконец, экспериментальный процесс должен быть целесообразно изменяемым, регулируемым и циклично многократно воспроизводимым.
Поэтому исследователь в эксперименте имеет уже дело не с естественным объектом или процессом, находящимся в природных условиях, а с искусственно выделенной их частью или фрагментом, обладающим каким-то свойством или функцией. А это значит, что для выделения предмета исследования «живой» объект надо расчленить, изолировать части, искусственно (технически) компенсировать недостающее для функционирования целого, подсоединить агенты воздействия с необходимыми параметрами, измерительные приборы, регистрирующую аппаратуру и т.д., и т.п.
Если физика, к примеру, ставит вопрос, способно ли фосфоресцирующее вещество под действием длительного облучения солнечным светом генерировать рентгеновское излучение, то облученный предмет он вынужден помещать на фотопластинку, завернутую плотной черной бумагой. Эксперимент в химии - это проведение реакции в строго определенных условиях (среды, концентрации реагирующих веществ, давления, температуры, различных катализаторов, скорости реакции и т.д.), обеспечивающих изменение влияния того или иного фактора. Соответственно к реактору будут подключены подсистемы приготовления, дозирования и подачи реагентов, катализаторов, нагревательных устройств, нагнетающих давление насосов, контрольно-измерительных приборов и т.д. Физиолог (биология), в отличие от этолога, по сути, изучает не какую-то дикую собаку динго в австралийских зарослях, а некий биотехнический симбиоз собаки, закрепленной в зажимы, с частью удаленных органов и вживленными фистулой и электродами, подключенными капельницей, приборами контроля и фиксации информации и т.п.
Таким образом, в отличие от элементарного наблюдения, где отражаются внешние явления и их связи, эксперимент представляет собой высшую форму эмпирического исследования, поскольку позволяет проникнуть во внутренние процессы явлений и отразить сущность более высоких порядков. Для достижения «чистоты» опытных данных естественные предметы исследования максимально изолируются от внешних влияний, затемняющих основной процесс, а искусственные факторы воздействия строго учитываются и контролируются. Единство естественного и искусственного (технического) процессов реализуется в экспериментальной установке, которая выступает объектом исследования. Меняя структуру ее элементов и их взаимодействий, получают следствия - данные опыта.
Основной процесс обеспечивается рабочей частью экспериментальной установки (фосфоресцирующее тело и светозащищенная фотопластинка, химический реактор с реагентами, препарированное животное с вживленными техническими элементами). Все остальные приборные и технические подсистемы реализуют условия и обстоятельства экспериментирования, контроль и фиксацию опытной информации.
Технические компоненты экспериментальных установок подразделяют на пять групп:
1) приборы, увеличивающие силу и диапазон чувственного восприятия (микроскопы, телескопы, радиотелескопы, приборы ночного видения, рентгеновские установки, томографы);
2) измерительные приборы (линейки, часы, барометры, термометры, счетчики Гейгера);
3) технические устройства, позволяющие расчленить предметы, проникнуть в их внутреннюю структуру (ускорители, центрифуги, перегонные кубы, фильтры, призмы, кристаллы);
4) технические системы, обеспечивающие необходимые для эксперимента условия (барокамеры, аэродинамические трубы, вибросистемы, магнитные ловушки);
5) фиксирующие приборы (кино-, фото-, телеаппаратура, электроскопы, осциллографы, различные индикаторы типа лакмусовой бумаги, флюоресцирующего экрана и т.д.) (Воробьев В.Я., Елсуков А.Н. Теория и эксперимент. - Минск, 1989. -С.18).
Все многообразие экспериментов можно ориентировочно классифицировать по следующим основаниям:
1) по целям исследования - преобразующий, констатирующий, контролирующий, поисковый, решающий;
2) по природе исследуемого объекта - физический, химический, биологический, психологический, социальный;
3)по методу и результатам - качественный и количественный;
4)по структуре изучаемых объектов - простые и сложные;
5)по числу воздействующих факторов - однофакторные и многофакторные;
6) по характеру внешних воздействий - вещественный, энергетический, информационный;
7) по организации проведения - лабораторный, полевой, полигонный, производственньтй и др.
Названные виды экспериментов могут быть охарактеризованы следующим образом:
преобразующий эксперимент предполагает существенное изменение структуры и функций исследуемого объекта в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также преднамеренное изменение условий, способствующих появлению новых качеств;
констатирующий эксперимент осуществляется для проверки выдвинутых гипотез путем установления наличия или отсутствия предполагаемых качественно-количественных свойств, связей и отношений;
контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатами внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта;
поисковый эксперимент ведут, как правило, на начальной фазе исследования с целью установления, отбора и пополнения комплекса недостающих факторов, влияющих на исследуемый объект;
решающий эксперимент ставится для проверки справедливости конкурирующих гипотез или основных положений теорий с примерно равным эмпирическим основанием с целью установления противоречащих фактов;
качественный эксперимент предпринимается для выявления действия тех или иных факторов на исследуемый процесс без установления точной количественной зависимости между ними для предварительной проверки и оценки некоторой гипотезы;
количественный эксперимент строится с расчетом точного измерения всех существенных факторов, влияющих на поведение изучаемого объекта или ход процесса с использованием значительного количества регистрирующей и измерительной аппаратуры;
простой эксперимент используется для изучения объектов и процессов, не имеющих разветвленной структуры, с небольшим количеством элементов, выполняющих простейшие функции;
сложный эксперимент предполагает исследование объектов с наличием субординационных (иерархических) и координационных связей элементов, их целей и функций, состояние которых пока не удается достаточно полно описать;
однофакторный эксперимент базируется на возможности выделения нужных и стабилизации мешающих факторов с поочередным варьированием факторов, интересующих исследователя;
многофакторный эксперимент, где предполагается и планируется комплексное и одновременное варьирование всех переменных факторов с оценкой результатов по данной серии экспериментов; вещественный эксперимент изучает влияние различных вещественных факторов (добавок) на состояние объектов и процессов различных форм движения материи;
энергетический эксперимент используется для изучения воздействия различных видов энергии (механической, тепловой, электромагнитной, ядерной и др.) па объект исследования;
информационный эксперимент изучает изменение состояния биосоциальных и технико-технологических объектов и процессов под влиянием сообщенной им информации.
Этапы экспериментального исследования. Независимо от вида реализация эксперимента организуется в три этапа: подготовительный, проведение экспериментального исследования, обработка опытных дaнных.
1. Подготовительный этап как основополагающий включает в себя следующие операции:
а) постановка проблемы и выдвижение гипотез, подлежащих проверке;
б) разработка программы (плана) экспериментальных исследований;
в) проектирование и материальное воплощение экспериментальной установки;
г) разработка методики исследования и анализ ее практической применимости.
Общая картина исследовательской работы, ее порядок и необходимые требования отражаются в методике - совокупности мыслительных и материальных операций и предписаний, спланированных для достижения цели исследования. В ней предусмотрены: определение исходных гипотез и варьирующих факторов; создание условий для возможности экспериментирования; определение пределов измерений; возможность систематического наблюдения процесса и точного описания фактов; ведение систематической регистрации измерений и оценок фактов различными средствами и способами; изменение характера условий, перекрестных воздействий, усложненных ситуаций для получения достоверных данных; переход от экспериментальных данных к их логико-теоретической обработке.
В плановую часть включаются: цель и задачи эксперимента, выбор варьирующих факторов; обоснование объема эксперимента, число опытов; порядок их реализации, последовательность, изменение факторов; задание интервала между будущими экспериментальными точками; обоснование средств измерений; описание проведения эксперимента; обоснование способа обработки и анализа результатов эксперимента.
В методике подробно разрабатывается процесс проведения эксперимента, составляется последовательность операций наблюдения и измерения, детально описываются операции, обосновываются методы контроля их качества и т.д. Наконец, разрабатываются формы журналов для записи результатов наблюдений и измерений.
Важным разделом методики является выбор методов обработки и анализа экспериментальных данных. Обработка данных сводится к систематизации числового материала, классификации и анализу. Результаты эксперимента должны быть сведены в рациональные формы записи - таблицы, графики, формулы, номограммы и т.п. - удобные для обобщения в научные факты. При этом результаты измерений формируются по законам метрологии и оцениваются в единой системе единиц физических величин.
После утверждения принятой методики устанавливаются объем и трудоемкость экспериментальных работ (см., например: Основы научных исследований. Под ред. В.И. Крутова и В.В. Попова. - М., 1989. - С. 252-258).
Таким образом, с технологической стороны содержание остальных этапов исследования можно охарактеризовать предельно кратко.
2. Этап проведения экспериментального исследования - поддержание условий проведения эксперимента в соответствии с утвержденной методикой, установление необходимых режимов наблюдения, их оперативный контроль и регулирование, фиксация необходимых данных опыта (описание) в протоколах наблюдения в формах, принятых в лабораторных журналах.
3. Этап обработки опытных данных - общий анализ данных опыта, их статистическая обработка, интерпретация, сравнение и обобщение, установление новых фактов, обоснование или опровержение исследуемых гипотез, при необходимости - уточнение дальнейших исследовательских программ.