Описание и сравнение

Эмпирическое описание - метод получения и фиксации сред­ствами естественных или искусственных языков элементного со­става, свойств, связей и отношений исследуемого объекта, данных в наблюдении.

В описании как завершающем этапе наблюдения исследователь пытается как можно подробней зафиксировать преимущественно внешние стороны изучаемых объектов. С этой целью чувственная информация в первую очередь переводится на естественный язык и приобретает форму повествования. Ученые-естественники XVII-XVIII веков оставили после себя яркие страницы «естественной исто­рии» в дневниках и путевых записках, письменных отчетах и других документах, описывая различные свойства животных, растений, ми­нералов и т.д., включая географические, геологические и этнографи­ческие научные зарисовки. Основной смысл их поисков и наблюдений - найти новый остров, новый минерал, вид растения, вид живот­ных и т.п. и подробно их описать.

«Ручная» запись в научных отчетах со временем постепенно ра­ционализируется, уплотняется, а наглядные образы переводятся на язык знаков, научных понятий, рисунков, схем, чертежей, графиков и цифр, а затем - фотодокументов и кинодокументов. Однако, несмот­ря на усиление логико-математических аспектов языка науки и разви­тие технических методов исследования, в сложных современных так называемых описательных дисциплинах - в ботанике, зоологии, мик­робиологии, истории, этнографии, социологии, в медицинских, гео­графических, геологических и других науках - описание как исход­ный научный метод никогда не теряло своей актуальности.

Так, например, в геологии, где широко используются геофизи­ческие (гравитационный, магнитный, радиоактивный, тепловой) и геохимические методы (спектральный, радиометрический, ядерно-­физический и др.) для геологического открытия исследователь выну­жден пройти по следам гео-исторических событий и представить ряд документов: каменный материал; текстовой материал (полевой днев­ник); графический материал (зарисовки, карты, разрезы); фотодоку­менты.

При описании, скажем, обнажений горных пород надо указать их географическое положение (на правом или левом берегу реки, озе­ра, дороги и т.п.), простирание и размеры (ширина, высота), выяс­нить, каким путем оно образовалось (естественное или искусственное), тип обнажения (скала, утес, обрыв, осыпь, русло реки, промои­на, стенка карьера и т.п.), положение рельефа (обнажение на равнине, в холмистой, горной местности, на склоне, на вершине, в береговом обрыве реки, озера, моря и т.д.), задернованность, тип пород (осадоч­ные, магматические, метаморфические), их свежесть, выветренность.

Далее на топографической карте указывают географическое по­ложение обнажения и его номер. Описание обнажения сводится к оп­ределению состава обнажающихся пород, их мощности, залегания, возраста, полезных ископаемых, окаменелостей. Обнажения зарисо­вывают или фотографируют. При описании горной породы указыва­ют название, строение, твердость, минеральный состав, плотность, окраску, включения, органические остатки и др.

Каждая научная дисциплина вырабатывает свой научный язык, специфические приемы и процедуры описания. В современных науч­ных описаниях объем обычного повествования постепенно сокраща­ется, уступая место более строгим средствам искусственного языка. Качественное описание постепенно переходит к количественному описанию с помощью различных таблиц, графиков и матриц, полу­чивших название «протоколов наблюдений». В протоколах наблюде­ний указывают наблюдателя, время наблюдения, описывают ситуа­цию и приборы, а протокольные предложения носят утвердительный характер типа: «Иванов наблюдал, что после включения тока стрелка на приборе показывает цифру 15»; «Петров наблюдал в телескоп на участке неба (с координатами х, у)яркое световое пятно» и т.п.

Описания долговременных наблюдений значительно облегчают­ся и расширяются за счет применения специальной звукозаписи, фо­то- и киноаппаратуры, действующей в инфракрасных или ультрафио­летовых спектрах излучения, цветного телевидения, замедленной или ускоренной киносъемки, различного рода самописцев, комбинации фото- и кинокамеры с микроскопом, телескопом и т.д.

Таким образом, чувственные образы, зафиксированные исследо­вателем, в целом материализуются в данные опыта, приобретают ин­терсубъективный характер и форму, удобную для дальнейшей обра­ботки и установления научных фактов.

Обилие эмпирических данных в результате наблюдения и опи­сания иногда принимается за основное достоинство исследования. Однако заблуждение кроется в том, что такой материал без сравнения и сопоставления еще не позволяет сделать полезного для науки вывода. Поэтому содержание описания в первую очередь подвергается операции сравнения.

Сравнение - метод получения нового научного знания на основе установления сходства или различия исследуемых объектов.

Метод сравнения является наиболее распространенным и ис­пользуется практически во всех актах познавательной деятельности, поскольку по мудрому афоризму - «все познается в сравнении». Ос­нованием для сравнения объектов является их общий признак (или группа признаков). Выделение общих признаков, по которым прово­дится сравнение, диктуется целями и задачами исследования, которые ограничивают кругсравниваемых объектов. Для успешного осу­ществления операции сравнения научная практика требует выполне­ния определенных условий и правил:

1) сравниваемые объекты должны быть качественно однородны и соизмеримы;

2) объекты сравнения должны принадлежать одному естествен­но сформированному классу (разряду, группе, типу и т.п.);

3) классовый признак сравнения объектов должен быть важным и существенным;

4) в сравниваемых объектах не ограничиваться установлением признаков сходства, но и выявлять признаки различия;

5) в сравнительных исследованиях для получения Вторичной информации целесообразно использовать умозаключение по анало­гии.

В сравнении главное не различие вещей, а вывод из сравнения. Вывод из сравнения всегда выступает в виде характеристики одного сравниваемого объекта Относительно другого. Иными словами, сравне­ние дает лишь относительное знание: объект А может быть выше, ниже, теплее, темнее, ярче, тверже, пластичнее и т.д. объекта В. Такие отно­сительные свойства и понятия далее позволяют упорядочить объекты без введения точных единиц сравнения. Так, например, для сравнения твердости минералов, когда один из них оставляет царапину на другом, более мягком, введена 10-балльная шкала твердости, в которой твер­дость талька принимается за 1, а твердость алмаза - за 10. Подобное шкалирование активно применяется и в общественно-гуманитарных дисциплинах, где операция сравнения выполняется без четкого опреде­ления терминов, отсутствия эталонов сравнения и невозможности пере­вода процедуры сравнения на логико-математический язык (см., например: Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. ­М., 2005. - С. 106).

В некоторых науках, изучающих наиболее сложные объекты (био-, биосоциальные и социальные), метод сравнения вырос до уровня общей методологической концепции, где ведущей процедурой в организации эмпирического материала выступают сравнительные методы, отражающие целые разделы научных дисциплин. К наибо­лее известным из них, например, относятся:

- Сравнительная анатомия животных, сравнительная морфоло­гия, раздел морфологии животных, изучающий закономерности строения и развития органов и их систем путем сопоставления жи­вотных разных систематических групп. Сравнение строения органов в связи с их функциями дает возможность понять приспособления ор­ганизмов кусловиям существования, а также происхождение различ­ных групп животных и пути их эволюции.

- Сравнительная психология, отрасль психологии, изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека.

- Сравнительно-исторический метод, метод исследования, по­зволяющий выявлять с помощью сравнения общее и особенное в ис­торических явлениях, ступени и тенденции их развития. К формам сравнительно-исторического метода относят: сравнительно­сопоставительный метод (раскрывает природу разнородных объек­ тов); историко-типологическое сравнение (объясняет сходство раз­личных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития); историко-генетическое сравнение (объясняет сходство явлений как результат их родства по происхождению) и др.

- Сравнительное правоведение, метод изучения правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государст­венных и правовых институтов, систем права, их основных принци­пов и т.д.

- Сравнительно-историческое языкознание, область языкозна­ния, имеющая целью реконструкцию состояния и изучения языка с точки зрения соотношений между его составными частями, сущест­вующими в один период времени или в разные времена; состояния отдельных языков, не засвидетельствованных письменностью, исто­рию групп родственных языков, установление генетического родства между языками и т.д. Сравнительно-историческое литературоведение, раздел исто­рии литературы, изучающий международные литературные связи и отношения, сходство и различия между литературно­-художественными явлениями разных стран. Соответственно разли­чаются типологические аналогии литературного процесса и литера­турные связи и явления.

На эмпирическом уровне сравнение приобретает форму изме­рения, где объект исследования сравнивается с эталоном одного свойства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: