Научное наблюдение - метод отражения внешних свойств и отношений изучаемых объектов путем их систематического целенаправленного восприятия и фиксации результатов в знаковых формах языков конкретных наук
Наблюдение, сопровождающее практику, в той или иной степени всегда было свойственно человеку. В связи с общественным разделением труда и постепенной профессиональной специализацией хорошие наблюдатели появились среди охотников и рыбаков, пастухов, землепашцев, купцов, целителей (врачей), рудознатцев (геологов), кузнецов (металлургов), военных, учителей и воспитателей, художников и др. В среде этих почетных профессий в относительно самостоятельный аспект деятельности выделилось научное наблюдение.
В современную структуру научного наблюдения включают следующие компоненты:
1)наблюдаемый объект;
2)субъект - наблюдатель, исследователь;
3)средства наблюдения - способы, методы, методики, приборы, инструменты и др.;
4) условия наблюдения - время, место, обстоятельства, ситуация и т.д.;
5) система знания, обусловившая цель, задачи наблюдения и интерпретацию полученных результатов.
Для научного наблюдения характерны следующие требования:
1) преднамеренность - наблюдение ведется для достижения четко поставленной цели и решения подробно сформулированных задач;
2) планомерность - для исключения пробелов решение задач ведут по плану, предусматривающему фиксацию наиболее важного и существенного;
3) целенаправленность - внимание наблюдателя концентрируется только на объекте в целом, его компонентах, сторонах и отношениях;
4) активность - выделяют и воспринимают не все доступное анализаторам наблюдателя, а только стороны, обусловленные целями;
5) систематичность - наблюдение осуществляется не одноактно, а ведется систематически, непрерывно, воспринимая объект многократно и в разнообразных условиях;
6) интерсубъективность - возможность каждого наблюдателя воспроизвести акт наблюдения с одинаковым результатом.
Для научного познания в целом наблюдение, с одной стороны, представляет собой элементарный эмпирический метод, который имеет самостоятельное значение и может быть включен в эксперименты, материальное моделирование, измерительные процессы.
С другой стороны, этот метод незаменим в том случае, когда необходимо получить исходное знание (факты, закономерности строения, функционирования и развития) об объектах и процессах в их естественном состоянии без вмешательства наблюдателя. Такой фактический материал позволяет выдвинуть или опровергнуть научные гипотезы, дать им «чистые» эмпирические основания для теоретической интерпретации, сформулировать или уточнить научные проблемы и т.д. Особенно тонкое наблюдение показано при изучении объектов, обладающих психикой или сознанием, поскольку искусственное вмешательство в их интимные процессы всегда сопряжено с ложными выводами (этология, психология, социальная психология, социология, педагогика и др.).
Наконец, исследователи вынуждены ограничиться наблюдением и в том случае, когда нет возможности или нежелательно экспериментальное вмешательство в функционирование сложных природных объектов и процессов (астрономия, метеорология, вулканология, гидрология и др.).
Для получения восприятия, т.е. целостного образа объекта на основе комплекса ощущений некоторого множества его свойств, наблюдение разворачивается в ряд связанных процессов:
1)определение цели и задач;
2)выбор и поиск объекта, предмета и ситуации;
3)выбор способа наблюдения, минимально влияющего на объект и максимально обеспечивающего сбор необходимых данных;
4)выбор способа регистрации поступающей информации;
5)обработка и интерпретация полученных результатов наблюдения.
Наблюдение характеризуется широким видовым разнообразием. Но в качестве основания для классификации наблюдений чаще всего используют отношения к объекту, средствам, воздействиям на объект, совокупности явлений, временным параметрам (Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. - М., 2005. - C.114). В этом отношении наблюдения можно классифицировать по следующим видам:
1) воспринимаемому объекту - наблюдение прямое (изучение свойств при непосредственном наблюдении объекта) и косвенное (воспринимают не сам объект, а вызываемые им эффекты в среде);
2) исследовательским средствам - наблюдение непосредственное (с помощью органов чувств) и опосредованное (с помощью технических средств);
3) воздействию на объект - нейтральное (не влияющее на структуру и функционирование объекта) и преобразующее (с частичной подработкой объекта);
4) отношению к общей совокупности изучаемых явлений сплошное (изучаются все единицы совокупности) и выборочное (исследуется только определенная часть, выборка из совокупности);
5) временным параметрам - непрерывное (исследование ведется без перерыва в течение длительного промежутка времени) и прерывное, включая периодическое (суточное, сезонное и т.д.).
Чаще всего возникают вопросы по поводу преобразующего наблюдения и его соотносительности с экспериментом, поскольку принята сильная абстракция о нейтральности, невмешательстве исследователя в объект в процессе его наблюдения.
Однако даже простой анализ показывает, что чувствительную основу наблюдения, как правило, предваряют и сопровождают активные инструментальные операции исследователя. Для изучения определенных химических веществ их предварительно надо отделить от примесей, а, следовательно, растворить природный образец и разделить его компоненты в перегонном кубе или центрифуге; для определения свойств металлов и сплавов их образцы проковывают, сжимают, разрывают, скручивают и т.д.; в геологических наблюдениях приходится делать искусственные обнажения горных пород, рыть шурфы, высверливать образцы при бурении и т.д.; родственными операциями приходится заниматься археологам при вскрытии пластов древних культур; изучая миграцию птиц, их отлавливают, кольцуют и по месту отстрела определяют координаты путей; прослеживая, скажем, зимовку муравьев, послойно разрушают муравейники, а затем снимают слои почвы вплоть до глубины залегания живого кома насекомых; гистологам, изучающим морфологию многоклеточных животных, приходится пользоваться не только скальпелем, но и подкрашивать или специально подсвечивать результаты расчленения; практика расчленения и проникновения во внутренние структуры живого активно использует различные зонды, рентгеновские лучи, ультразвук, меченые атомы, лазеры и т.д.; современные ускорители и излучения «расчленяют» атомы на элементарные частицы; и т.д. и т.п.
Таким образом, видно, что для выяснения необходимой совокупности свойств в наблюдении практические операции осуществляются над естественным объектом. Что же касается эксперимента, то здесь создают и исследуют систему искусственных и естественных элементов, образующих приборную ситуацию в форме экспериментальной установки. Объект исследования в эксперименте - целостное функционирование опытной установки.