Наблюдение. Научное наблюдение- метод отражения внешних свойств и отношений изучаемых объектов путем их систематического целе­направленного восприятия и фиксации

Научное наблюдение - метод отражения внешних свойств и отношений изучаемых объектов путем их систематического целе­направленного восприятия и фиксации результатов в знаковых фор­мах языков конкретных наук

Наблюдение, сопровождающее практику, в той или иной степе­ни всегда было свойственно человеку. В связи с общественным раз­делением труда и постепенной профессиональной специализацией хорошие наблюдатели появились среди охотников и рыбаков, пасту­хов, землепашцев, купцов, целителей (врачей), рудознатцев (геологов), кузнецов (металлургов), военных, учителей и воспитателей, ху­дожников и др. В среде этих почетных профессий в относительно са­мостоятельный аспект деятельности выделилось научное наблюдение.

В современную структуру научного наблюдения включают следующие компоненты:

1)наблюдаемый объект;

2)субъект - наблюдатель, исследователь;

3)средства наблюдения - способы, методы, методики, приборы, инструменты и др.;

4) условия наблюдения - время, место, обстоятельства, ситуация и т.д.;

5) система знания, обусловившая цель, задачи наблюдения и ин­терпретацию полученных результатов.

Для научного наблюдения характерны следующие требования:

1) преднамеренность - наблюдение ведется для достижения четко поставленной цели и решения подробно сформулированных за­дач;

2) планомерность - для исключения пробелов решение задач ведут по плану, предусматривающему фиксацию наиболее важного и существенного;

3) целенаправленность - внимание наблюдателя концентрирует­ся только на объекте в целом, его компонентах, сторонах и отноше­ниях;

4) активность - выделяют и воспринимают не все доступное анализаторам наблюдателя, а только стороны, обусловленные целя­ми;

5) систематичность - наблюдение осуществляется не одноакт­но, а ведется систематически, непрерывно, воспринимая объект мно­гократно и в разнообразных условиях;

6) интерсубъективность - возможность каждого наблюдателя воспроизвести акт наблюдения с одинаковым результатом.

Для научного познания в целом наблюдение, с одной стороны, представляет собой элементарный эмпирический метод, который имеет самостоятельное значение и может быть включен в экспери­менты, материальное моделирование, измерительные процессы.

С другой стороны, этот метод незаменим в том случае, когда не­обходимо получить исходное знание (факты, закономерности строе­ния, функционирования и развития) об объектах и процессах в их ес­тественном состоянии без вмешательства наблюдателя. Такой фактический материал позволяет выдвинуть или опровергнуть науч­ные гипотезы, дать им «чистые» эмпирические основания для теоре­тической интерпретации, сформулировать или уточнить научные про­блемы и т.д. Особенно тонкое наблюдение показано при изучении объектов, обладающих психикой или сознанием, поскольку искусст­венное вмешательство в их интимные процессы всегда сопряжено с ложными выводами (этология, психология, социальная психология, социология, педагогика и др.).

Наконец, исследователи вынуждены ограничиться наблюдением и в том случае, когда нет возможности или нежелательно экспери­ментальное вмешательство в функционирование сложных природных объектов и процессов (астрономия, метеорология, вулканология, гид­рология и др.).

Для получения восприятия, т.е. целостного образа объекта на основе комплекса ощущений некоторого множества его свойств, на­блюдение разворачивается в ряд связанных процессов:

1)определение цели и задач;

2)выбор и поиск объекта, предмета и ситуации;

3)выбор способа наблюдения, минимально влияющего на объ­ект и максимально обеспечивающего сбор необходимых данных;

4)выбор способа регистрации поступающей информации;

5)обработка и интерпретация полученных результатов наблю­дения.

Наблюдение характеризуется широким видовым разнообразием. Но в качестве основания для классификации наблюдений чаще всего используют отношения к объекту, средствам, воздействиям на объ­ект, совокупности явлений, временным параметрам (Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. - М., 2005. - C.114). В этом отношении наблюдения можно классифицировать по следую­щим видам:

1) воспринимаемому объекту - наблюдение прямое (изучение свойств при непосредственном наблюдении объекта) и косвенное (воспринимают не сам объект, а вызываемые им эффекты в среде);

2) исследовательским средствам - наблюдение непосредствен­ное (с помощью органов чувств) и опосредованное (с помощью тех­нических средств);

3) воздействию на объект - нейтральное (не влияющее на структуру и функционирование объекта) и преобразующее (с частич­ной подработкой объекта);

4) отношению к общей совокупности изучаемых явлений сплошное (изучаются все единицы совокупности) и выборочное (ис­следуется только определенная часть, выборка из совокупности);

5) временным параметрам - непрерывное (исследование ведется без перерыва в течение длительного промежутка времени) и прерыв­ное, включая периодическое (суточное, сезонное и т.д.).

Чаще всего возникают вопросы по поводу преобразующего на­блюдения и его соотносительности с экспериментом, поскольку при­нята сильная абстракция о нейтральности, невмешательстве исследо­вателя в объект в процессе его наблюдения.

Однако даже простой анализ показывает, что чувствительную основу наблюдения, как правило, предваряют и сопровождают актив­ные инструментальные операции исследователя. Для изучения опре­деленных химических веществ их предварительно надо отделить от примесей, а, следовательно, растворить природный образец и разде­лить его компоненты в перегонном кубе или центрифуге; для опреде­ления свойств металлов и сплавов их образцы проковывают, сжимают, разрывают, скручивают и т.д.; в геологических наблюдениях прихо­дится делать искусственные обнажения горных пород, рыть шурфы, высверливать образцы при бурении и т.д.; родственными операциями приходится заниматься археологам при вскрытии пластов древних культур; изучая миграцию птиц, их отлавливают, кольцуют и по месту отстрела определяют координаты путей; прослеживая, скажем, зимов­ку муравьев, послойно разрушают муравейники, а затем снимают слои почвы вплоть до глубины залегания живого кома насекомых; гистоло­гам, изучающим морфологию многоклеточных животных, приходится пользоваться не только скальпелем, но и подкрашивать или специаль­но подсвечивать результаты расчленения; практика расчленения и проникновения во внутренние структуры живого активно использует различные зонды, рентгеновские лучи, ультразвук, меченые атомы, ла­зеры и т.д.; современные ускорители и излучения «расчленяют» атомы на элементарные частицы; и т.д. и т.п.

Таким образом, видно, что для выяснения необходимой сово­купности свойств в наблюдении практические операции осуществля­ются над естественным объектом. Что же касается эксперимента, то здесь создают и исследуют систему искусственных и естественных элементов, образующих приборную ситуацию в форме эксперимен­тальной установки. Объект исследования в эксперименте - целост­ное функционирование опытной установки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: