Тема 1. Введение в психодиагностику

Вологодский институт права и экономики

Кафедра общей психологии

П С И Х О Д И А Г Н О С Т И К А

Методические материалы для специальности 030301 – “Психология”

Вологда – 2009


Психодиагностика. Методические материалы для специальности 030301 – “Психология”. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009. – 37 с.

Разработала:

С.А. Прокопьева – старший преподаватель кафедры общей психологии, кандидат психологических наук

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей психологии 27 октября 2009 г., протокол № 3

© ВИПЭ ФСИН России, 2009

Введение

Методические материалы составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине “Психодиагностика”.

Целями данного курса являются:

1) изучение теоретических основ психодиагностики и ознакомление с основными тенденциями ее развития на современном этапе;

2) формирование практических навыков работы с наиболее известными профессиональными психодиагностическими методиками;

3) формирование адекватных представлений о роли и месте психодиагностических методов в системе психологического обследования, их возможностях и ограничениях;

4) усвоение этических норм работы психодиагноста.

Изучение дисциплины рассчитано:

- по очной форме обучения - на два семестра;

- по заочной форме обучения – на три семестра.

Полный объем курса составляет 240 часов, из них аудиторных по дневной форме обучения – 130 часов, по заочной - 26 часов. Аудиторные занятия проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий. В конце 2 семестра курсанты сдают зачет, после 1 – экзамен по всему курсу. Слушатели сдают зачет после 2 семестра и экзамен после 3 семестра. Допуском к зачету (экзамену) является выполнение всех практических заданий.

В методические материалы включены:

1. Перечень основных понятий по каждой теме.

2. Вопросы по каждой теме для обсуждения на семинарах (указывает преподаватель) и для самостоятельной работы.

3. Планы практических занятий.

4. Список основной и дополнительной литературы.

5. Примерный перечень вопросов для промежуточного и итогового контроля.

Знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения курса «Возрастная психология», являются необходимой теоретической и практической базой для изучения дисциплин общепрофессионального цикла и дисциплин специализации. В связи с этим, глубокая проработка каждой темы первого раздела может стать прочным фундаментом, без которого будет затруднителен дальнейший профессиональный рост.


Тема 1. Введение в психодиагностику.

Основные термины и понятия:

диагностика, психодиагностика, паранаучная диагностика, диагностические категории, диагностические признаки, диагностические факторы,дифференциально-диагностическое исследование, диагностическое обследование, психологический тест, тестология, профессиональный тест; дифференциальная психология, психометрика, клиническая и тестовая диагностика, количественный и качественный подходы, стандартизованные и экспертные методы, психическое свойство, черта личности, стилевые и мотивационные черты, способность, психическое состояние, психологический диагноз, диагностограмма, психодиагностический профиль, характеристики тестируемого, ситуационная переменная, тестирование способностей, оценка личности, групповое тестирование, типы данных.

Вопросы:

1. Определение психодиагностики. Предмет, задачи и функции психодиагностики.

2. Связь психодиагностики с другими отраслями психологии и практики.

3. Теоретические источники и основные этапы развития психодиагностики (от Др. Египта до наших дней).

4. История развития отечественной психодиагностики.

5. Основные методы исследования и диагностики, их достоинства и недостатки.

6. Основные проблемы психодиагностики.

7. Тестовая и клиническая диагностики.

8. Требования к методикам (к измерительным и экспертным).

9. Номотетический и идеографический методы исследования.

10. Статистический и клинический типы диагностики.

Основная литература:

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб. Питер, 2002. – С. 8-62.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во “Речь”, 2000. – С. 5-26.

3. Основы психодиагностики / Под общ. ред. А.Г. Шмелева. - Ростов-н/Д: “Феникс”, 1996. – С. 3-104.

4. Психологическая диагностика. Учебник / Под ред. А.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб.: Питер, 2005. - 652 с.

Дополнительная литература:

1. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В 3Ч. М., 2001. Ч. 1. – С. 5-64.

2. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – С.4-38.

Задания для самостоятельной подготовки:

В тетрадях для семинарских и практических работ заполнить таблицу.

Основание Номотетический подход Идеографический подход
Понимание объекта измерения    
Направленность измерения    
Методы измерения    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: