Вологодский институт права и экономики
Кафедра общей психологии
П С И Х О Д И А Г Н О С Т И К А
Методические материалы для специальности 030301 – “Психология”
Вологда – 2009
Психодиагностика. Методические материалы для специальности 030301 – “Психология”. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009. – 37 с.
Разработала:
С.А. Прокопьева – старший преподаватель кафедры общей психологии, кандидат психологических наук
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей психологии 27 октября 2009 г., протокол № 3
© ВИПЭ ФСИН России, 2009
Введение
Методические материалы составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине “Психодиагностика”.
Целями данного курса являются:
1) изучение теоретических основ психодиагностики и ознакомление с основными тенденциями ее развития на современном этапе;
2) формирование практических навыков работы с наиболее известными профессиональными психодиагностическими методиками;
3) формирование адекватных представлений о роли и месте психодиагностических методов в системе психологического обследования, их возможностях и ограничениях;
|
|
4) усвоение этических норм работы психодиагноста.
Изучение дисциплины рассчитано:
- по очной форме обучения - на два семестра;
- по заочной форме обучения – на три семестра.
Полный объем курса составляет 240 часов, из них аудиторных по дневной форме обучения – 130 часов, по заочной - 26 часов. Аудиторные занятия проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий. В конце 2 семестра курсанты сдают зачет, после 1 – экзамен по всему курсу. Слушатели сдают зачет после 2 семестра и экзамен после 3 семестра. Допуском к зачету (экзамену) является выполнение всех практических заданий.
В методические материалы включены:
1. Перечень основных понятий по каждой теме.
2. Вопросы по каждой теме для обсуждения на семинарах (указывает преподаватель) и для самостоятельной работы.
3. Планы практических занятий.
4. Список основной и дополнительной литературы.
5. Примерный перечень вопросов для промежуточного и итогового контроля.
Знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения курса «Возрастная психология», являются необходимой теоретической и практической базой для изучения дисциплин общепрофессионального цикла и дисциплин специализации. В связи с этим, глубокая проработка каждой темы первого раздела может стать прочным фундаментом, без которого будет затруднителен дальнейший профессиональный рост.
Тема 1. Введение в психодиагностику.
Основные термины и понятия:
диагностика, психодиагностика, паранаучная диагностика, диагностические категории, диагностические признаки, диагностические факторы,дифференциально-диагностическое исследование, диагностическое обследование, психологический тест, тестология, профессиональный тест; дифференциальная психология, психометрика, клиническая и тестовая диагностика, количественный и качественный подходы, стандартизованные и экспертные методы, психическое свойство, черта личности, стилевые и мотивационные черты, способность, психическое состояние, психологический диагноз, диагностограмма, психодиагностический профиль, характеристики тестируемого, ситуационная переменная, тестирование способностей, оценка личности, групповое тестирование, типы данных.
|
|
Вопросы:
1. Определение психодиагностики. Предмет, задачи и функции психодиагностики.
2. Связь психодиагностики с другими отраслями психологии и практики.
3. Теоретические источники и основные этапы развития психодиагностики (от Др. Египта до наших дней).
4. История развития отечественной психодиагностики.
5. Основные методы исследования и диагностики, их достоинства и недостатки.
6. Основные проблемы психодиагностики.
7. Тестовая и клиническая диагностики.
8. Требования к методикам (к измерительным и экспертным).
9. Номотетический и идеографический методы исследования.
10. Статистический и клинический типы диагностики.
Основная литература:
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб. Питер, 2002. – С. 8-62.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во “Речь”, 2000. – С. 5-26.
3. Основы психодиагностики / Под общ. ред. А.Г. Шмелева. - Ростов-н/Д: “Феникс”, 1996. – С. 3-104.
4. Психологическая диагностика. Учебник / Под ред. А.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб.: Питер, 2005. - 652 с.
Дополнительная литература:
1. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В 3Ч. М., 2001. Ч. 1. – С. 5-64.
2. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – С.4-38.
Задания для самостоятельной подготовки:
В тетрадях для семинарских и практических работ заполнить таблицу.
Основание | Номотетический подход | Идеографический подход |
Понимание объекта измерения | ||
Направленность измерения | ||
Методы измерения |