Введение. Настоящее учебно-методическое пособие по курсу патофизиологии являются первой частью материалов, предназначенных для самостоятельной подготовки к практическим

Настоящее учебно-методическое пособие по курсу патофизиологии являются первой частью материалов, предназначенных для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, зачетам и экзамену по предмету и включает информацию и контрольные задания по общей нозологии и типовым патологическим процессам.

Тестовые задания составлены в соответствии с учебной программой, утвержденной ГУУЗ МЗ РФ и новым учебным планом для высших медицинских учебных заведений. Они полностью отражают учебную рабочую программу кафедры патофизиологии СЗГМУ и соответствуют современным требованиям педагогики высшей школы. Настоящее издание является переработанным и дополненным пособием согласно требованиям 2012/2013 учебного года. Главным изменением в настоящем издании является публикация тестовых заданий компьютерной базы кафедры с эталонами ответов. Правильные ответы помечены знаком «+», неправильные – либо никак не помечены, либо отмечены знаком «-«. Идя навстречу пожеланиям студентов, авторы сочли возможным включить в настоящее издание контрольные тестовые задания каждого практического занятия. Тестовые задания абсолютно соответствуют оригиналу тестов, заложенных в РС компьютерного класса кафедры.

Многолетний опыт работы преподавания убеждает, что тестовые контрольные задания могут являться эффективным способом повышения уровня знаний студентов, закрепления навыков клинического мышления. Сформулированная цель тестов может быть достигнута только при одном условии – применении логического мышления при решении тестовых заданий на базе фундаментальных знаний, а не простого, механического запоминания эталонов ответов на поставленные вопросы. Поэтому составители рекомендуют приступать к решению тестовых заданий после усвоения теоретического курса соответствующего раздела патофизиологии, а затем проводить самоконтроль знаний по изученному материалу.


ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ. ПАТОГЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Информационная справка. Представления об этиологии и механизмах развития патологических процессов являются важной составной частью учения о болезни. Этиология – раздел патофизиологии, изучающий проблемы взаимодействия причин и условий возникновения болезни. Причиной болезни считается такой патогенный фактор, который при действии на организм может вызвать заболевание, придав ему специфические признаки. Каждое патогенное состояние детерминированно повреждающим воздействием внешней среды – электротравма, инфекционное заболевание, анафилактический шок и т. д. Существуют полиэтиологические заболевания, которые возникают при действии одного и/или нескольких факторов. Например, канцерогены, ведущие к развитию опухолей, могут быть физического, химического или биологического(вирусы) происхождения и бывает чрезвычайно трудно выбрать один этиологический фактор. Критерием оценки является абсолютная причинно-следственная взаимосвязь болезни и этиологического фактора – общее облучение организма человека в дозе более 1 Гр вызывает острую лучевую болезнь.

Условием развития болезни называют такие факторы, которые при действии на организм болезнетворных раздражителей способствуют или препятствуют развитию болезни, а сами по себе болезнь не вызывают (нет абсолютной причинно-следственной взаимосвязи). К таким факторам можно отнести влияние наследственности, возраста, половой принадлежности, температуры внешней среды и многих других особенностей жизнедеятельности организма

Патогенез – учение о механизмах развития болезни. В процессе развития болезни следует различать реакции повреждения, нарушения функциональных систем и реакции восстановления, приспособления и компенсации поврежденных функций. Такое деление достаточно условно, так как в динамике болезни отличить первую группу реакцию от вторых бывает очень трудно, но между ними всегда существует причинно-следственная взаимосвязь, которую необходимо установить врачу для поддержания защитных и снижения влияния повреждающих реакций.

Иногда первичные повреждающие реакции приводят к вторичным патологическим процессам, которые не только имеют отрицательное значение для организма, а сами приводят к поддержанию первичных нарушений – «порочный круг» патогенеза. Например, выход жидкой части крови в ткань при воспалении (экссу­дация) затрудняет отток крови из очага повреждения, что создает застой крови и повышение гидродинамического давления, способствующего экссудации.

Раскрытие истинных причин и механизмов развития болезни является ключом не только к радикальному лечению патологических состояний, но и позволяет разрабатывать профилактические мероприятия. Учение об этиологии и патогенезе занимает ключевое положение не только в патофизиологии, теории медицины, но и в всей системе медицинского образования в целом.

Учебные цели:

Студент должен:

Знать задачи и оценивать роль патофизиологии для теоретической и практической медицины.

Знать содержание понятий «этиология», «причина», «ус­ловия» возникновения болезней, а также «патогенез».

Знать содержание понятий «патологический процесс», «па­тологическая реакция», «патологическое состояние» и «болезнь».

Знать основные защитно-приспособительные процессы, возникающие при болезнях.

Уметь оценивать роль реактивности организма в возникновении, развитии и исходе болезни.

На основе изучения патогенного действия факторов внешней среды (электрического тока, барометрического давления, ионизирующего излучения) на организм уметь раскрывать роль причин, условий и реактивности организма в патогенезе болезни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: