Описание. Методика предназначена для выявления актуальности базовых потребностей: материальных, потребности в безопасности

Методика предназначена для выявления актуальности базовых потребностей: материальных, потребности в безопасности, в самовыражении (самоактуализации).
Данная методика позволяет выявить базовые потребности – мотиваторы личности и группы. Ее основой является процедура парных сравнений. Знание таких потребностей позволяет руководителю эффективно строить систему мотивации в рабочей группе, а сотрудникам понимать, ради чего они готовы работать.

Теоретической основой теста послужила модифицированная пирамида потребностей А. Маслоу. Вместо физиологических потребностей, лежащих в основании пирамиды потребностей, Скворцов В.В. ввел потребность в материальном обеспечении жизни. Особо необходимо отметить, что тест выявляет относительную удовлетворенность, то есть удовлетворенность данной потребности по сравнению с другими потребностями.

В результате теста испытуемый получает список мотивирующих его в данный момент потребностей (неудовлетворенные потребности), а также список удовлетворенных и частично удовлетворенных потребностей, которые в данный момент не играют решающую роль в активности индивида.

Методика допускает индивидуальное и групповое использование. Каждому обследуемому должно быть предоставлено отдельное место для выполнения задания. Длительность заполнения не более 20-25 минут. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, психолог должен дать разъяснения.
Работников, у которых ярко выражены потребности в безопасности (опасения потерять работу, получить выговор, быть скомпрометированным в глазах товарищей
и т. п.), следует успокоить, заверить, в стабильности их положения. При доминировании социальных потребностей для человека наиболее важны добрые, дружеские отношения в коллективе, хороший нравственный климат.
Если же у работника ведущей является потребность в признании, то для него приоритетными стимуляторами будут перспектива должностного роста, знаки и символы признания и уважения, карьера.
Для тех сотрудников, у которых доминирует потребность в самореализации, важнейший стимулятор - творческий труд, автономия, участие в принятии решений. Умело используя различные стимулы на основе индивидуального подхода к сотрудникам, знания их ведущих потребностей, руководитель сможет повысить их мотивированность.

ОБРАБОТКА
Подсчитать, сколько раз в бланке встречается каждое утверждение. Выбрать 5 утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположить их по иерархии.
Это главные (ведущие) потребности.
Для определения степени удовлетворенности 5-ти главных потребностей, подсчитать сумму баллов по пяти секциям ключа.
Ключ

I шкала Материальное положение Подсчитывается сумма по позициям 4, 8, 13
II шкала Потребность в безопасности Подсчитывается сумма по позициям 3, 6, 10
III шкала Потребность в межличностных связях Подсчитывается сумма по позициям 2, 5, 15
IV шкала Потребности в уважении со стороны Подсчитывается сумма по позициям 1, 9, 12
V шкала Потребность в самореализации Подсчитывается сумма по позициям 7, 11, 14

Подсчитайте суммы баллов по каждой из 5-ти секций и отложите их на вертикальной оси графика результата. По точкам-баллам постройте общий график результата, который укажет три зоны удовлетворённости по пяти ведущим потребностям.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Завершающей процедурой будет построение профиля удовлетворенности потребностей по пяти шкалам. Необходимо полученные выше суммы отложить на каждой шкале. На графике указаны три зоны:
Полная удовлетворенность – 0-13 баллов
Частичная удовлетворенность – 13-26 баллов
Полная неудовлетворенность – 26-39 баллов
Доминирующая потребность будет обозначаться высшим баллом.

Если наиболее часто встречающиеся ответы 4, 8 и 13, то приоритет – удовлетворение материальных потребностей. Алгоритм действий испытуемого в таком случае прост: Он исследует рынок вакансий (на бирже труда, по знакомым, по объявлениям в газетах и Интернете) и выбирает тот вариант, где больше платят уже сейчас (или, как он узнаетепо результатам собеседования, в компании реально существует быстрый рост зарплаты). Не забывайте, что фиксированная заработная плата – это еще не все. Ведь бывают еще неплохие проценты с прибыли, а также премии, бонусы или сказочный соцпакет (телефон, автомобиль, страховка и т.п.). Главное просчитай все варианты – и вперед на заработки.
Если на первом месте оказались ответы 3, 6 и 10, то первая потребность – безопасность, то есть для испытуемого важны уверенность в завтрашнем дне, фиксированная заработная плата, постоянный коллектив. Неплохой вариант в таком случае – работать на крупном государственном предприятии или «устроиться по знакомству». Если испытуемый заботится о стабильности, ему необходимо просчитать, что произойдет, когда он, например, выйдет замуж и родит. В этом случае ему необходимо узнать, предоставит ли предприятие его ребенку место в детском саду, есть ли у них детский лагерь и т.д. В этом случае, Если хорошо подбирать работу сейчас, вполне возможно, она будет устраивать испытуемого всю жизнь.
Если выбор испытуемого пал на пункты 2, 5 и 15, значит, для него самое дорогое – потребность в общении и общность интересов. Такому коллективисту, как он, самое главное работать с близкими по духу, вкусам и потребностям людьми. Имеет смысл посмотреть где работают друзья, однокурсники и т.д. Можно начинать поиск работы с рассмотрения с этих вариантов, а затем работу в компаниях, где работает много молодежи.
Максимальное количество утверждений 1, 9 и 12 означает, что самая яркая потребность – в признании. Испытуемому желательно искать организацию, в которой самый быстрый карьерный рост: для этого иногда достаточно только окинуть взором карьерные достижения знакомых, близких и т.д. Желательно оценить также способности к жесткой конкуренции.
Потребность в самовыражении – это максимальное количество пунктов 7, 11 и 14. Испытуемому необходимо искать компании, в которых царит дух творчества. Такая работа может быть в любой области, но чаще всего это инновационные проекты. Неважно где: молодежный театр ил рекламное агентство, кафе, пекарня или сетевой маркетинг. Такая работа может обогатить, а может дать минимум средств к существованию – не имеет значения.
Ели испытуемый в точности не совпадает ни с одним из перечисленных выше вариантов, то ему необходимо определиться как минимум с тенденциями (их покажут те пункты, которые Вы выбрали большее число раз). Например, если у него чаще всего встречаются цифры 9, 7 и 5 – перед ним стоит сложная задача подобрать сплоченный и подходящий тебе по духу коллектив, выполняющий рискованные задачи, где он бы мог максимально быстро занять лидерские позиции.

Средние значения иерархии потребностей личности начинающих руководителей (частных предпринимателей) отдельно для мужчин и женщин представлены в таблице ниже. Количественные показатели получены как среднее арифметическое по 15-бальной шкале. Соответственно, 15 баллов – наивысший показатель, а 1 балл – самый низкий.

Пол Материальные потребности Потребности в безопасности Межличностные потребности Потребности в признании Потребности в самовыражении
Жен          
Муж          

Иерархия удовлетворенности потребностей выявилась таким образом (в порядке убывания):
Мужчины:
- потребности в признании – 15;
- потребности в самовыражении – 14;
- материальные потребности – 13;
- потребности в безопасности – 9;
- межличностные потребности – 8.
Женщины:
- потребности в безопасности – 14;
- межличностные потребности – 12;
- материальные потребности – 11;
- потребности в признании – 9;
- потребности в самовыражении – 9.
ИНСТРУКЦИЯ: «Вам даются 15 утверждений. Сравните эти утверждения попарно между собой. Начинайте сравнивать первое утверждение со вторым, потом первое утверждение с третьим и т.д. Результаты вписывайте в колонку 1 столбца. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя Вы сочтете второе, то в начальную клеточку вписывайте цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то вписывайте цифру 1. И так делайте при каждом сравнении. Далее проделывайте аналогичные операции со вторым утверждением: сравнивайте его сначала с третьим, потом с четвертым и т.д. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк. Каждое сравнение пар делайте после проговаривания «Я хочу…»

Текст опросника
Вариант 1

"Я хочу..."
1.Добиться признания и уважения
2.Иметь теплые отношения с людьми
3.Обеспечить себе будущее
4.Зарабатывать на жизнь
5.Иметь хороших собеседников
6.Упрочить свое положение
7.Развивать свои силы и способности
8.Обеспечить себе материальный комфорт
9.Повышать уровень мастерства и компетентности
10.Избегать неприятностей
11.Стремиться к новому и неизведанному
12.Обеспечить себе положение влияния
13.Покупать хорошие вещи
14.Заниматься делом, требующим полной отдачи
15.Быть понятым другими.

Вариант 2

Добиться признания и уважения. ИЛИ Иметь теплые отношения с людьми.
Добиться признания и уважения. ИЛИ Обеспечить себе будущее.
Добиться признания и уважения. ИЛИ Зарабатывать на жизнь.
Добиться признания и уважения. ИЛИ Иметь хороших собеседников.
Добиться признания и уважения. ИЛИ Упрочить свое положение.
Добиться признания и уважения. ИЛИ Развивать свои силы и способности.
Добиться признания и уважения. ИЛИ Обеспечить себе материальный комфорт.
Добиться признания и уважения. ИЛИ Повышать уровень мастерства и компетентности.
Добиться признания и уважения. ИЛИ Избегать неприятностей.
Добиться признания и уважения. ИЛИ Стремиться к новому и неизведанному.
Добиться признания и уважения. ИЛИ Обеспечить себе положение и влияние.
Добиться признания и уважения. ИЛИ Покупать хорошие вещи.
Добиться признания и уважения. ИЛИ Заниматься делом, требующим полной отдачи.
Добиться признания и уважения. ИЛИ Быть понятым другими.
Иметь теплые отношения с людьми. ИЛИ Обеспечить себе будущее.
Иметь теплые отношения с людьми. ИЛИ Зарабатывать на жизнь.
Иметь теплые отношения с людьми. ИЛИ Иметь хороших собеседников.
Иметь теплые отношения с людьми. ИЛИ Упрочить свое положение.
Иметь теплые отношения с людьми. ИЛИ Развивать свои силы и способности.
Иметь теплые отношения с людьми. ИЛИ Обеспечить себе материальный комфорт.
Иметь теплые отношения с людьми. ИЛИ Повышать уровень мастерства и компетентности.
Иметь теплые отношения с людьми. ИЛИ Избегать неприятностей.
Иметь теплые отношения с людьми. ИЛИ Стремиться к новому и неизведанному.
Иметь теплые отношения с людьми. ИЛИ Обеспечить себе положение и влияние.
Иметь теплые отношения с людьми. ИЛИ Покупать хорошие вещи.
Иметь теплые отношения с людьми. ИЛИ Заниматься делом, требующим полной отдачи.
Иметь теплые отношения с людьми. ИЛИ Быть понятым другими.
Обеспечить себе будущее. ИЛИ Зарабатывать на жизнь.
Обеспечить себе будущее. ИЛИ Иметь хороших собеседников.
Обеспечить себе будущее. ИЛИ Упрочить свое положение.
Обеспечить себе будущее. ИЛИ Развивать свои силы и способности.
Обеспечить себе будущее. ИЛИ Обеспечить себе материальный комфорт.
Обеспечить себе будущее. ИЛИ Повышать уровень мастерства и компетентности.
Обеспечить себе будущее. ИЛИ Избегать неприятностей.
Обеспечить себе будущее. ИЛИ Стремиться к новому и неизведанному.
Обеспечить себе будущее. ИЛИ Обеспечить себе положение и влияние.
Обеспечить себе будущее. ИЛИ Покупать хорошие вещи.
Обеспечить себе будущее. ИЛИ Заниматься делом, требующим полной отдачи.
Обеспечить себе будущее. ИЛИ Быть понятым другими.
Зарабатывать на жизнь. ИЛИ Иметь хороших собеседников.
Зарабатывать на жизнь. ИЛИ Упрочить свое положение.
Зарабатывать на жизнь. ИЛИ Развивать свои силы и способности.
Зарабатывать на жизнь. ИЛИ Обеспечить себе материальный комфорт.
Зарабатывать на жизнь. ИЛИ Повышать уровень мастерства и компетентности.
Зарабатывать на жизнь. ИЛИ Избегать неприятностей.
Зарабатывать на жизнь. ИЛИ Стремиться к новому и неизведанному.
Зарабатывать на жизнь. ИЛИ Обеспечить себе положение и влияние.
Зарабатывать на жизнь. ИЛИ Покупать хорошие вещи.
Зарабатывать на жизнь. ИЛИ Заниматься делом, требующим полной отдачи.
Зарабатывать на жизнь. ИЛИ Быть понятым другими.
Иметь хороших собеседников. ИЛИ Упрочить свое положение.
Иметь хороших собеседников. ИЛИ Развивать свои силы и способности.
Иметь хороших собеседников. ИЛИ Обеспечить себе материальный комфорт.
Иметь хороших собеседников. ИЛИ Повышать уровень мастерства и компетентности.
Иметь хороших собеседников. ИЛИ Избегать неприятностей.
Иметь хороших собеседников. ИЛИ Стремиться к новому и неизведанному.
Иметь хороших собеседников. ИЛИ Обеспечить себе положение и влияние.
Иметь хороших собеседников. ИЛИ Покупать хорошие вещи.
Иметь хороших собеседников. ИЛИ Заниматься делом, требующим полной отдачи.
Иметь хороших собеседников. ИЛИ Быть понятым другими.
Упрочить свое положение. ИЛИ Развивать свои силы и способности.
Упрочить свое положение. ИЛИ Обеспечить себе материальный комфорт.
Упрочить свое положение. ИЛИ Повышать уровень мастерства и компетентности.
Упрочить свое положение. ИЛИ Избегать неприятностей.
Упрочить свое положение. ИЛИ Стремиться к новому и неизведанному.
Упрочить свое положение. ИЛИ Обеспечить себе положение и влияние.
Упрочить свое положение. ИЛИ Покупать хорошие вещи.
Упрочить свое положение. ИЛИ Заниматься делом, требующим полной отдачи.
Упрочить свое положение. ИЛИ Быть понятым другими.
Развивать свои силы и способности. ИЛИ Обеспечить себе материальный комфорт.
Развивать свои силы и способности. ИЛИ Повышать уровень мастерства и компетентности.
Развивать свои силы и способности. ИЛИ Избегать неприятностей.
Развивать свои силы и способности. ИЛИ Стремиться к новому и неизведанному.
Развивать свои силы и способности. ИЛИ Обеспечить себе положение и влияние.
Развивать свои силы и способности. ИЛИ Покупать хорошие вещи.
Развивать свои силы и способности. ИЛИ Заниматься делом, требующим полной отдачи.
Развивать свои силы и способности. ИЛИ Быть понятым другими.
Обеспечить себе материальный комфорт. ИЛИ Повышать уровень мастерства и компетентности.
Обеспечить себе материальный комфорт. ИЛИ Избегать неприятностей.
Обеспечить себе материальный комфорт. ИЛИ Стремиться к новому и неизведанному.
Обеспечить себе материальный комфорт. ИЛИ Обеспечить себе положение и влияние.
Обеспечить себе материальный комфорт. ИЛИ Покупать хорошие вещи.
Обеспечить себе материальный комфорт. ИЛИ Заниматься делом, требующим полной отдачи.
Обеспечить себе материальный комфорт. ИЛИ Быть понятым другими.
Повышать уровень мастерства и компетентности. ИЛИ Избегать неприятностей.
Повышать уровень мастерства и компетентности. ИЛИ Стремиться к новому и неизведанному.
Повышать уровень мастерства и компетентности. ИЛИ Обеспечить себе положение и влияние.
Повышать уровень мастерства и компетентности. ИЛИ Покупать хорошие вещи.
Повышать уровень мастерства и компетентности. ИЛИ Заниматься делом, требующим полной отдачи.
Повышать уровень мастерства и компетентности. ИЛИ Быть понятым другими.
Избегать неприятностей. ИЛИ Стремиться к новому и неизведанному.
Избегать неприятностей. ИЛИ Обеспечить себе положение и влияние.
Избегать неприятностей. ИЛИ Покупать хорошие вещи.
Избегать неприятностей. ИЛИ Заниматься делом, требующим полной отдачи.
Избегать неприятностей. ИЛИ Быть понятым другими.
Стремиться к новому и неизведанному. ИЛИ Обеспечить себе положение и влияние.
Стремиться к новому и неизведанному. ИЛИ Покупать хорошие вещи.
Стремиться к новому и неизведанному. ИЛИ Заниматься делом, требующим полной отдачи.
Стремиться к новому и неизведанному. ИЛИ Быть понятым другими.
Обеспечить себе положение и влияние. ИЛИ Покупать хорошие вещи.
Обеспечить себе положение и влияние. ИЛИ Заниматься делом, требующим полной отдачи.
Обеспечить себе положение и влияние. ИЛИ Быть понятым другими.
Покупать хорошие вещи. ИЛИ Заниматься делом, требующим полной отдачи.
Покупать хорошие вещи. ИЛИ Быть понятым другими.
Заниматься делом, требующим полной отдачи. ИЛИ Быть понятым другими.


Бланк ответов

                             
                             
                           
                         
                       
                     
                   
                 
               
             
           
         
       
     
   

Литература
1. Скворцов В.В. Способы разрешения конфликтов. Методическая разработка. – М.: АНХ при Совете Министров СССР, 1986.
2. Семиченко В. А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульный курс психологии. Модуль «Направленность». (Лекции, практические занятия, задания для самостоятельной работы) — К.: Милленниум, 2004. — С. 127-129
3. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001-448 с.
5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998 – 672 с.
6. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. — М.: Логос, 2001. — С. 80-83.

7. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.-224с. (с.208-211)

8. Настольная книга практического психолога/Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.:АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008. - 671 с. (с.314-318)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: