Первая группа — это состояние снижения интеллекта непроградиентного характера, когда болезненный процесс не прогрессирует и развитие происходит на основе олигофрении.
Вторую группу в слабоумии составляет деменция. Сюда входят дети с текущим болезненным процессом, ведущим к снижению интеллекта (психозы, шизофрения и т.д.). Рассматривая клинико-педагогическую характеристику ребенка олигофрена-дебила, можно сказать, что клиническая картина задержки психического развития очень может быть близка к этой характеристике и иногда требует углубленного изучения ребенка и длительного наблюдения за ним для дифференциальной диагностики.
Задержка психического развития (ЗПР) по К. С. Лебединской имеет четыре формы: церебро-органическая; конституциональная; психогенная; соматогенная.
В клинической картине олигофрении принято выделять три статуса: физический, или соматический, неврологический, психический.
Олигофрения — это группа различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, которые характеризуются в первую очередь двумя особенностями:
|
|
1)преобладанием интеллектуального дефекта;
2)отсутствием проградиентности (прогрессирования).
Под клиническим понятием олигофрении следует понимать врожденные или приобретенные в раннем младенчестве (до 2—3 лет) непроградиентные болезненные состояния психики, которые являются следствием недоразвития или извращенного развития головного мозга и характеризуются с клинической стороны прежде всего нарушением нормальной мыслительной деятельности.
По степени тяжести интеллектуального дефекта различают разные степени олигофрении: легкая — дебильность; средней тяжести — имбецильность;
тяжелая — идиотия.
По этиологии (причинам развития) выделяют две основные группы олигофрении:
1)эндогенные формы (наследственные);
2)экзогенные формы (приобретенные). Эндогенные формы возникают в результате нарушений в генетическом аппарате на различных уровнях: хромосомном (болезнь Дауна); генном (фенилкетонурия); геномном (синдромы Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера).
Хромосомные болезни имеют общие признаки: у них отсутствует четкая клиническая картина, т.е. одни и те же нарушения в хромосомном аппарате у разных людей могут давать разные фенотипические проявления — клиническую картину.
При большинстве хромосомных болезней отмечается снижение интеллекта, нарушение репродуктивной функции, сходные изменения в скелете, общие внешние черты.