Искусство. Вы уже, вероятно, поняли, что изложенные нами системы запоминания можно приложить к любым проблемам

Вы уже, вероятно, поняли, что изложенные нами системы запоминания можно приложить к любым проблемам, связанным с памятью. Кроме того, вам, должно быть, уже ясно, что любая проблема запоминания сводится к связыванию двух фрагментов, двух сущностей. Если вы хотите сохранить в памяти какие‑то знания о живописи, литературе или музыке, то вам надо связать между собой художника и период его творчества, название картины и ее автора, название литературного произведения и писателя или музыкальную пьесу и имя композитора.

Если вы хотите запомнить, что Марсель Дюшан представлял дадаистскую школу живописи, надо связать замещающее слово или фразу, обозначающую Дюшана, с замещающим словом или мыслью, обозначающими «дада». Например, можно представить себе огромную конфетку «дюшес», которая посасывает, взяв за ноги, голову худенького дяди. Кроме того, можно вообразить душевного старичка, который, соглашаясь со всем на свете, непрестанно кивает головой и повторяет: «Да‑да, да‑да, да‑да…»

Брак и Пикассо были кубистами. Представьте себе картину – Пикассо сочетается браком со своей невестой Ольгой Хохловой, стоя на большом черном кубе.

Моне и Ренуар – импрессионисты. Нарисуйте мысленно картину, описанную фразой: «За монету и “ рено” отдали им пресс».

Конечно, для каждого из этих примеров вы можете создавать свои ассоциации, привязывая художников к школам и течениям по одному. Можно ассоциировать с кубизмом сначала Брака, а потом Пикассо.

Рембрандт был гуманистом. Нарисуйте в своем воображении ботинок в виде ромба с рантами, топчущего солому на гумне.

Ван Гог и Сезанн – представители постимпрессионизма. Представьте себе обоих, качающих в Великий пост пресс.

Эдвард Мунк – экспрессионист. Можно вообразить себе монаха, едущего в экспрессе по горам Норвегии.

Дали считают сюрреалистом. Вы видите вдали неясную фантастическую картину и восклицаете: «Это же какой‑то сюр

Творчество Василия Кандинского было отмечено склонностью к разорванной абстракции, в нем не было объективности. Представьте себе абстрактную, неясную фигуру, натянувшую на себя кондом.

Джексон Поллок представлял абстрактный экспрессионизм, на своих полотнах он изображал действие. Вообразите толпу мечущихся поляков, пытающихся что‑то объяснить вам бессвязными, «абстрактными» криками.

Творчество Анри Руссо связано с наивной, «примитивной» живописью. Для того чтобы запомнить это, можно представить себе философа Руссо, идущего по дороге в звериной шкуре с дубиной в руке. Если вы наденете на этого дикаря форменную фуражку, то, может быть, это напомнит вам о его прозвище – Таможенник.

Раушенберг творил в стиле поп‑арта. Вообразите себе айсберг, который под легкими раушем виляет на столе попой.

Мондриан считается конструктивистом. Возможно, вы одновременно захотите запомнить, что одна из его картин называется «Буги‑вуги на Бродвее». Представьте себе картину: огромный мандарин держит в руках детский конструктор «Лего» и отплясывает буги‑вуги в свете неонового текста «Бродвей».

Вообразите себе летящую вдаль лошадь, машущую крыльями, и вы вспомните картину Сальвадора Дали «Летящий Пегас».

Сандро Боттичелли написал известное полотно «Рождение Венеры». Для того чтобы запомнить этот факт, мысленно нарисуйте картину: «Ботик чалится к пристани и тащит за собой раковину, в которой лежит утренняя звезда – планета Венера».

Тот же подход можно использовать и для запоминания музыкальных произведений. Идею вы уже ухватили, поэтому нам не понадобится много примеров связывания имени композитора и его произведения.

Скрипичный концерт Шёнберга вы запомните, вообразив ослепительно красивую гору[33], играющую на скрипке в переполненном концертном зале.

«Тангейзер» Вагнера: вагон реет над титаническим высоченным гейзером. Тот же Вагнер сочинил оперу «Лоэнгрин»: «Ленивый гринго, развалившись, едет в “Фольксвагене”».

Петрушка и Жар‑птица стравливают собак под яблоней с золотыми яблоками. Эта картина поможет вам вспомнить, что Стравинский сочинил балеты «Петрушка» и «Жар‑птица». Если убрать яблоки и заменить их цветами, то вы вспомните и балет «Весна священная». Можно вообще взять фамилию композитора и ассоциативно связать ее с множеством его произведений. То же самое касается художников и их полотен.

Ференц Лист сочинил «Кампанеллу» по мотивам Паганини. Представьте себе веселую компанию, сидящую в поганой корчме и рассматривающую по очереди лист бумаги. Если же вы представите себе, что по листу скачут украшенные разноцветными попонами лошади, то, возможно, вспомните, что Лист сочинил также «Хроматический гранд‑галоп».

Услышьте мысленно гулкие шаги под темными сводами, и вы сразу вспомните «Пещеру горного короля» Грига.

Представьте себе узловатый дуб в мантии и в короне. Дуб тянет руки к больному младенцу, лежащему на руках скачущего верхом отца, на плечи которого накинута шуба. Вам немедленно придет на ум баллада Франца Шуберта «Лесной царь».

Точно так же, как делали это с музыкальными произведениями и живописными полотнами, вы можете создать ассоциативную связь между названием книги и ее автором.

Истомленный битвой воин отдыхает в тени дерева, и ему грезится мирный дом и тучный старик отец с седой бородой на пороге. Не напоминает ли вам эта картина «Войну и мир» Льва Толстого?

Среди громадной толпы людей со злобными лицами сидит мальчик и, обливаясь слезами, ест сырой лук. Наверное, вы уже догадались, что речь идет о повести Горького «В людях».

С неба на высокую заснеженную гору с мрачным готическим замком на вершине сыплется мелкая манная крупа. Это «Волшебная гора» Томаса Манна.

Лежит человек на корабельной рее и бредит, видя в воспаленном сознании пылающие книги. Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту».

Над лондонским Тауэром нависло ослепительное белое облако. Оно опускается все ниже, заглушая все звуки жизни. Джек Лондон, «Белое безмолвие».

Для того чтобы запомнить, что «Капитанскую дочку» написал Александр Сергеевич Пушкин, можно представить себе человека в погонах капитана, сидящего верхом на пушке с маленькой девочкой на руках.

Такие примеры можно приводить до бесконечности. Мы привели их так много, чтобы вы смогли к ним присмотреться, поупражняться, проверить себя. В свои ассоциации вы можете включать любые данные, любую информацию, какую пожелаете: даты, имена персонажей, сюжет и тему – словом, все, что вам угодно. Неважно, насколько трудным представляется вам материал: если вы можете придумать для него замещающие слова, фразы, образы или мысли, то легко все запомните. Если материал содержит много информации, формируйте цепочки ассоциативных связей. Воспользуйтесь как образцом следующим примером.

Одна из трагедий Еврипида называется «Алкеста». Во‑первых, словосочетание «Ева из ребра Адама» поможет вам вспомнить о Еврипиде. «Еврипид пил эль в кустах» – это напомнит об Алкесте. Действие трагедии происходит во дворце царя города Феры – «эль пузырится сферами». Герои трагедии: Аполлон, Смерть, хор (старики Феры), Алкеста, Адмет, Евмел, Геракл, Ферес и раб. Можно продолжить цепочку так: Аполлон – Адмет – Евмел – Алкеста – Смерть – Геракл – пир – раб – Геракл и Смерть – возвращение Алкесты.

Как использовать эту систему и какие ассоциации для этого придумывать, зависит только от вас. Если вы интересуетесь искусством и хотите запомнить как можно больше информации о нем, то наша система поможет вам сэкономить время. Если же искусство вас не особенно интересует, но вы хотели бы запомнить некоторые имена, даты и произведения, то почему нет? Запоминайте любые подходящие факты, и вы сможете время от времени со знанием дела говорить об искусстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: