Всякая всячина. Как‑то раз один из наших слушателей, солидный человек, пожаловался на проблему, сводившую его с ума

Как‑то раз один из наших слушателей, солидный человек, пожаловался на проблему, сводившую его с ума. Остальные, слушая его, нетерпеливо подались вперед, сгорая от любопытства. «Я очень часто обедаю вне дома, – рассказал этот респектабельный господин, – и каждый раз, когда я собираюсь покинуть ресторан, начинаются мучительные поиски гардеробного номерка!» Раздались смешки, но наш слушатель говорил абсолютно серьезно. Вечные поиски номерков сильно его раздражали и действительно были для него большой проблемой.

Мы упомянули об этом случае только для того, чтобы показать, что нашу систему запоминания можно приложить к чему угодно. Слушателю мы посоветовали пронумеровать карманы. Номер один – левый передний карман брюк; номер два – правый передний карман брюк; номер три – левый задний карман брюк; номер четыре – правый задний карман брюк; номер пять – левый наружный карман пиджака; номер шесть – правый наружный карман пиджака; номера семь и восемь – левый и правый внутренние карманы пиджака, соответственно.

Далее, каждый карман можно отчетливо представить себе зрительно. Мы порекомендовали связать номерок со словом‑колышком, обозначающим номер кармана, куда он положил номерок, причем делать это в тот момент, когда он кладет номерок в карман. Если номерок связывается со словом‑колышком «чума», то ясно, что искать номерок надо в заднем правом кармане брюк.

Вы спросите: как запомнить, что левый передний карман брюк идет под номером один? Отвечаем: он запомнит это, потому что сам приписал карману этот номер. Точно так же запомнит он и остальные номера. Кроме того, он может связать первый карман с миниатюрной афишной тумбой, второй – с седобородым Ноем и так далее.

Этот же принцип был описан нами в главе о рассеянности. Создаваемая ассоциация заставит человека на мгновение задуматься, в какой именно карман он положил номерок. Другой способ обозначать карманы – придумать слова, которые бы с ними ассоциировались. Например, п о л – передний левый карман брюк, п оли п – передний правый карман брюк, л а з – левый задний карман брюк, п а з – правый задний карман брюк. Для внутренних карманов пиджака (который мы во избежание путаницы и для прикола назовем «спинжак») введем дополнительную букву «с». С аксау л – левый внутренний карман пиджака, с у п – правый внутренний карман пиджака. Вообще для образного представления любой проблемы существует множество разнообразных способов.

Г. Л.: Есть одна незначительная с виду проблема, которая тем не менее для меня чрезвычайно важна. Я очень люблю книги и никогда не стану загибать страницы, чтобы отметить, где остановился. Закладки же вечно теряются, поэтому я, закрывая книгу, создаю мгновенную ассоциацию: смотрю на номер страницы, и если это, например, 122, то представляю себе туннель, по которому идет книга. Когда я беру ее в руки в следующий раз, то точно знаю, на какой странице надо ее открыть. Это тем более полезно, что обычно я читаю сразу несколько книг – создаю ассоциативные связи для каждой книги, добавляя в ассоциации их названия.

Дж. Л.: Что на самом деле неважно, так это моя ненормальная привычка считать все на свете. Да, это сумасшествие, но зато оно помогает мне постоянно чем‑то занимать ум. Я могу считать трещины на баскетбольной площадке или подсчитывать количество зрителей в красном. Иногда я считаю, сколько плиток на полу или ступеней на лестнице. Мало того, я даже считал число белых полосок на шоссе. Думаю, ты удивишься, узнав, что на большинстве шоссе в США на одну милю приходится 132 полоски прерывистых полос разметки. Это, наверное, правило, которое действует в 47 из 50 штатов. Всякий раз, когда появляюсь на площадке, на лестнице, на шоссе, я вспоминаю количество трещин, ступенек и полосок.

Вот этот символ:

. В одной из стенографических систем он означает «прогресс». Посмотрите на него внимательно – что он вам напоминает? Призовите на помощь немного воображения, и вы поймете, что он похож на крючок, клюку, вид саней сбоку. «Разглядев» какой‑то из этих предметов, свяжите его со словом «развитие». Например, представьте себе, как вы изо всех сил тянете на себя огромный железный крюк, наконец сдвигаете его с места, и это прогресс. Ассоциация дает вам две необходимые для запоминания вещи – форму символа и его значение.

Идею эту можно применять в любом масштабе. В китайском языке есть иероглиф, обозначающий дракона.

Слово это произносится «лон», но его можно произнести и как «лён». Мы придумали глупую картинку, или, если угодно, историю, для того чтобы запомнить начертание этого сложного иероглифа. Например, кто‑то попросил у вас штуку льна, и вы так разозлились на эту дерзкую просьбу, что дали всего одну пятую часть (1/V) требуемого количества, при этом воспользовались палкой (–), с помощью которой повесили лен на лестницу (

). Лестница эта настолько высока, что вы, взобравшись на нее, видите, как зебра (буква Z) с аппетитом прихлебывает тушь, сидя на крыше электрички. Тушь проливается на зебру (буква «т» лежит боком на букве «z»). Зебра восклицает: «Шут знает что!» Буква «ш» напоминает вам о трех горизонтальных полосках, а для того чтобы представить себе вертикальную и горизонтальную черты, достаточно вообразить латинскую букву L.

Может, конечно, показаться, что этот способ требует больших затрат времени, но попробуйте механически запомнить множество китайских иероглифов, и вы поймете, что такие незатейливые истории на самом деле, наоборот, помогают экономить время на запоминание сложных графических символов.

Если вы, посетив театр, проводив друга в аэропорт или, выйдя из магазина, вдруг обнаружили, что забыли, где поставили машину, то у вас есть абсолютно надежный выход – дождаться, пока все разъедутся. Оставшаяся на месте машина – ваша. Но, возможно, вы все же предпочтете связать со своей машиной номер парковочного места.

Если вы поставили автомобиль на улице, то сможете запомнить место его стоянки, связав его с адресом ближайшего дома или с ближайшим перекрестком. Если в Нью‑Йорке вы поставили машину невдалеке от пересечения 57‑й улицы и 7‑й авеню, то представьте, что пирог из гороха сел за руль вашей машины. Если это пересечение 60‑й улицы и 1‑й авеню, то представьте себе секатор, лежащий на крыше вашего автомобиля. Принцип вам ясен – вы заставляете себя в момент парковки думать о месте, где поставили машину, а потом включаете представление этого места в какую‑нибудь смешную и глупую ассоциацию.

Точно так же можно запоминать и адреса людей, только в этом случае надо создавать ассоциацию между человеком (или замещающим его словом) и адресом. Если вы хотите запомнить, что Гарри Купер живет в доме 401 на 5‑й авеню, то нарисуйте в своем воображение горелую купюру, которую держит в лапе чумазый кот, засыпанный пухом. Стоит вам представить себе эту картину, как вы тотчас вспомните адрес знаменитого артиста.

Применяя это правило и используя стандарты для регулярно повторяющихся элементов, вы сможете запомнить любую формулу и любое уравнение. Американский флаг может служить символом знака (=) равенства; мина – символизировать «минус», полюс – «плюс», мощный, торчащий из земли корень сосны может символизировать «квадратный корень» (√) и так далее.

Формула для нахождения площади S правильного многоугольника:

Создайте ассоциативную связь между многоугольником, одна четверть которого (1∕4) натянула нейлон («н» и «л» – буквы, конечная «н» – показатель степени) на кота (котангенс), лижущего упавший ему на н огу творожок.

Для того чтобы вспомнить формулу фосфорной кислоты (H3PO4), составьте шуточное предложение типа: «Предлагаю хаты – три по четыре!» Чтобы запомнить формулу пировиноградной кислоты, можно себе представить пир, на котором массово поглощают виноград (правда, кислый), закусывая его цедрой, аж в четыре утра (C3H4O3).

Когда вы заезжаете на заправку и спрашиваете, как вам проехать в том или ином направлении, то обычно слышите в ответ: «Проехать мимо невозможно!» Но вы‑то знаете, что можно проехать мимо чего угодно и заблудиться в трех соснах. Однако вы не заблудитесь, если для того, чтобы запомнить дорогу, примените систему формирования ассоциативных связей. Для начала надо придумать стандартные обозначения правого и левого. Для ассоциации с правым представьте себе правый апперкот, а для ассоциации с левым – красный коммунистический флаг. Эти ассоциации надо представлять себе в тот момент, когда вы слушаете совет.

Если вам говорят, что надо доехать до второго светофора, то немедленно представьте себе Ноя с длинной седой бородой. Дальше надо повернуть направо. Представьте себе, что вы с Ноем на ринге и проводите ему правый апперкот. Дальше вам надо проехать до пятого светофора. «До полиции», – думаете вы. Поверните налево: громадный полицейский, как ни странно, размахивает красным флагом. Таких ассоциаций может быть великое множество. Примените их, и увидите, что станете теряться гораздо реже.

Многие компьютерные коды на самом деле являются обычными численными кодами. В каких‑то приложениях числу 1 соответствует «мужской пол», числу 2 – «женский пол», а числу 3 – «зарабатывает больше 8 тысяч долларов». Если оператор нажмет не ту клавишу, это может дорого обойтись компании, потому что потом придется искать ошибку. Проблему можно решить, ассоциативно связав образ числа (слово‑колышек) с обозначаемым этим числом предметом или человеком. Например, оператор может связать с «рекламой» число 1, представленное образом афишной тумбы.

Вы придерживаетесь строгой диеты? Если да, то вам будет легче это делать, если вы запомните количество калорий (или углеводов, или и того и другого) в тех или иных продуктах. Если вы свяжете яичницу с табакеркой, то навсегда усвоите, что в одном яйце содержится сотня калорий. Связав майонез с дыней, вы запомните, что столовая ложка майонеза содержит 92 калории, и так далее.

Возможным примерам на эту тему нет числа. Наши системы можно использовать во всех случаях, где требуется запоминание. Мнемонические приемы помогают запомнить всё, что надо запомнить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: