Архитектура Византии

Во второй половине I тысячелетия н. н.э. на смену античной эпохе пришли времена раннего средневековья. Ослабленная Римская империя к концу IV в. н. э. разделилась на две части — Восточную и Западную. Набеги варваров с севера, восстания рабов и волнения в колониях способствовали распаду Западной империи (476 г.). Иными были условия развития в восточной области. Византийская империя со столицей Константинополем, центром восточного христианства, продолжала свое существование. В политическом и культурном отношениях империя стала наследницей древнего Рима.

Влияние Византии (в прошлом это был небольшой город, заложенный греками как центр колонизации) возрастает при императоре Константине, который в 330 г. выбирает его местом своего пребывания и превращает в новую столицу Римской империи — Неа Рома или Константинополь. После разделения Римской империи в 395 г. Константинополь становится постоянной столицей восточного государства. Она устояла в период нашествий варваров и развилась в мощное феодальное государство со сложным и разветвленным государственным устройством. В течение многих веков этот город оказывал большое влияние на другие страны, особенно на искусство и архитектуру стран Восточной Европы, Балкан, Кавказа, Ближнего Востока.

Для всего длительного периода существования Византийской империи от V до XV в. характерно глубокое единство культуры. Такие типичные особенности византийского государства, как централизованная система управления с очень развитой чиновнической иерархией, преобладание религиозной идеологии восточнохристианского, православного толка, объединившей много различных народностей, взгляд на свою культуру как на прямое продолжение античной культуры, переработка античного наследия под влиянием средневекового спиритуализма, претензия на развитие в своем государстве типа античной всемирной монархии и на ведущую роль среди других государств, консерватизм в различных отраслях культуры и многие другие черты объединяют разные этапы интенсивно развивающейся византийской культуры. Очень отчетливо черты «византинизма» прослеживаются в живописи. Не менее отчетливо они ощутимы и в архитектуре, например в преобладании в монументальном культовом зодчестве купола, центрических архитектурных типов и центрического композиционного принципа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: