double arrow

Как можно охарактеризовать происхождение и основные этапы византийской культуры?


В 658 г. до н.э. была основана колония Ви­зантия. Она была расположена в благоприятней­шем месте: узкий пролив Босфор (который, как известно, соединяет Черное и Мраморное моря) создавал прекрасные условия для торговли и развития промышленности. Византия собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского через Мраморное в Черное море и обратно. Эти сред­ства помогали в развитии хозяйства. Византия вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами.

Византия подчинялась власти персов (515 г. до н.э.) и освобождалась от нее (с помощью спартанс­кого и афинского флотов). Во время Пелопонесской войны (военные действия между Коринфом и его колонией Керкирой, в которых Спарта поддержи­вала Коринф, а Афины — Керкиру) Византия была яблоком раздора между афинянами и спартанца­ми. В более поздних войнах Византия держалась стороны римлян, почему и пользовалась значитель­ными привилегиями. Однако к концу II в. н.э. в Риме сложилось мнение, что Византия «злоупот­ребляет своей свободой». И римский император Септимий Север (193-211) наносит удар по благо­состоянию города. Правда, победа далась ему не сразу: Византия обладала такими ресурсами, что три года могла держать осаду. В результате раз­рушения Византия превратилась во второстепенный город. В III веке Византия часто подверга­лась нападениям варваров.

Новая история Византии связана с именем императораКонстантина (312-337). Эта новая ис­тория — история Византии-государства, Визан­тии-империи. Константин знаменит в истории тем, что решил воссоединить Римскую империю, рас­павшуюся к тому времени на две части, а также тем, что после победы над своим соперником Максенцием предоставил свободу разным религиоз­ным учениям, в том числе и христианству, которое до этой поры подвергалось преследованиям. Кон­стантин объявил себя наместником Христа на зем­ле, стал принимать активное участие в религиоз­ных диспутах; он развивал тактику придания хри­стианству статуса государственной религии.




Столицу империи Константин хотел видеть роскошной и великолепной. В 330-м году он пере­носит свой двор в Византию. Отныне она стала называтьсяКонстантинополь и оставалась столи­цей империи более тысячи лет.

Константин первым придал Византии всемир­но-историческое значение. В город, ставший сто­лицей, с разных концов греческого мира были све­зены произведения искусства, значительно возрос­ло население.



С этих пор Византия фактически утратила свое историческое имя. В дальнейшем термин «Визан­тия» обозначает политические, государственные, этнографические и культурные особенности. В ис­торическом смысле неверно называть Римскую, а затем Восточно-Римскую империю Византийской, к тому же сами жители империи не называли себя ни римлянами, ни эллииами, но ромеями, а офи­циальное название империи было — Романская империя. И тем не менее Восточную Римскую им­перию называли Византийской. Это связано не только с первоначальным греческим названием места, но с особой совокупностью начал, под вли­янием которых римская империя постепенно ре­формировалась. Совокупность этих начал состав­ляет суть термина«византивизм».

Дело в том, что римская или ромейская куль­тура встретились на Востоке с иудейской, персид­ской и эллинской культурами. Сплав этих куль­тур (и противопоставление, и тесное сближение) создал уникальную культуру, которую и характе­ризуют как византийскую. Византийская культу­ра базируется на эллинистической, но ею не огра­ничивается, т.к. наряду с процессом эллинизации Востока (этот процесс связан не только с римски­ми завоеваниями, но еще и с греческой колониза­цией) для греческой культуры характерен процесс ориентализации.

Административная и бюрократическая систе­мы, появление кодексов, местного права, философ­ские и богословские споры с иудейскими и эллин­скими воззрениями — все это служит свидетель­ством переплетения различных структур в рам­ках византийской культуры.

Специфическую роль в процессе формирова­ния византийской культуры сыграла славянская иммиграция. По сути, она определила этнографи­ческий переворот.

Признаки византивизма следующие: постепен­ная отмена латинского языка и замена его греческим (с VI до VII и VIII вв); борьба национальнос­тей по поводу политического преобладания (на престоле и в высшей военной и гражданской ад­министрации находятся представители разных национальностей); оригинальное мировоззрение, сложившееся под влиянием эллинских и восточ­ных философских идей; присутствие мистики и консервативных тенденций.

Византивизм определил и особенности куль­туры Византии. В ее истории особую роль играла христианская (православная) идеология.

С точки зрения становления и развития ви­зантивизма рассматривается и история Византии:

Первый (примерно с IV по VIII в.) включает исторические факты, подготавливающие и харак­теризующие византивизм. Прежде всего это эт­нографический переворот. Причем, если запад Римской империи полностью поглощен германс­кой иммиграцией, то восток сумел приспособить­ся к новой этнической ситуации. Борьба с готами и гуннами обернулась не столь большими поте­рями. Юстиниан и Гераклий — цари VI и VII веков — смогли организовать отношения со сла­вянами, что дало империи определенное преиму­щество. Славянские племена размещались по за­падным и восточным провинциям на свободных землях, при гарантии невмешательства во внут­ренние дела общины. Фактически эти племена вы­ступали защитой.

Второй период (VIII — IX вв.) характеризует­ся борьбой идей, выражавшейся в иконоборчестве, это движение разделило империю на два лагеря, в организации которых важную роль играл и ангагонизм национальностей. В 842 году победу одер­жали представители лагеря иконопочитания. Это знаменовало победу эллинских и славянских эле­ментов над восточными, азиатскими.

Третий период (конец IX — XI вв.) характери­зуется распространением византивизма на юго-восточную Европу. Во многом благодаряКирил­лу и Мефодию славянские народы вошли в среду культурных стран Европы.

Братья Константин (став монахом, он принял имя Кирилл) и Мефодий уроженцы города Сало­ники в Македонии. Точно неизвестно, кем по про­исхождению они были: греками или славянами. Но для города Салоники славянский язык был таким же родным, как и греческий. У себя на родине, а затем в Болгарии Кирилл и Мефодий пропаганди­ровали славянский язык: переводили книги, откры­вали училища для славян. Их деятельность носила в то же время и характер борьбы с чуждой для славянских народов культурой, которую в IX веке несла Германская империя, наступая на земли за­падных славян (Великоморавское государство).

Венцом деятельности Кирилла и Мефодия было создание алфавита. Известны два славянских ал­фавита: кириллица (по имени Кирилла) и глаго­лица. Создание алфавита — великая заслуга про­светителей. После проникновения славянской аз­буки на Русь из Болгарии фактически зарождает­ся древнерусская литература.

В этот же период патриарх Фотий обосновал право Константинополя на церковную независи­мость от Рима. Для внешней политики Византии этого периода характерны войны с болгарами, в конечном результате которых в 1018 г. Болгария вошла в состав империи.

Четвертый период ( конец XI — начало XIII вв.) — борьба Запада с Востоком, крестовые походы. Постепенно меняется цель крестоносных движе­ний — вместо обретения Святой Земли и осла­бления могущества мусульман вожди приходят к мысли о завоевании Константинополя. Таким об­разом, основной целью политики царствующих особ было обеспечение состояния равновесия меж­ду враждебными империи элементами. Поэтому то заключались союзы христиан против мусульман, то наоборот. Крестоносцев поражало, что на служ­бе империи были половецкие и печенежские орды. В 1204 году крестоносцы овладели Константино­полем и поделили между собой империю.

Пятый период (XIII — середина XV вв.) — Никейская империя (в этот период главным мо­ментом была защита православия против католи­ческого преобладания и завоевание империи тур­ками). Никейская империя связывается в истории с именем Федора Ласкаря (или Ласкария), кото­рому удалось в малоазийском городе Никее под­готовить ядро политического движения против ла­тинян. Содействовало Ласкарю то, что во Фракии и Македонии болгарским царем Иоанном (Калояном) было организовано движение против латинс­кой империи. В начале 1205 г. латинские войска были разбиты Иоанном, что укрепило и позиции Ласкаря. Он, пользуясь поражением крестонос­цев, вынудил и иконийского султана на Востоке, и болгарского царя на Западе согласиться на неко­торые уступки Никейской империи.






Сейчас читают про: