Как можно охарактеризовать происхождение и основные этапы византийской культуры? — Студопедия
Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Как можно охарактеризовать происхождение и основные этапы византийской культуры?




В 658 г. до н.э. была основана колония Ви­зантия. Она была расположена в благоприятней­шем месте: узкий пролив Босфор (который, как известно, соединяет Черное и Мраморное моря) создавал прекрасные условия для торговли и развития промышленности. Византия собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского через Мраморное в Черное море и обратно. Эти сред­ства помогали в развитии хозяйства. Византия вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами.

Византия подчинялась власти персов (515 г. до н.э.) и освобождалась от нее (с помощью спартанс­кого и афинского флотов). Во время Пелопонесской войны (военные действия между Коринфом и его колонией Керкирой, в которых Спарта поддержи­вала Коринф, а Афины — Керкиру) Византия была яблоком раздора между афинянами и спартанца­ми. В более поздних войнах Византия держалась стороны римлян, почему и пользовалась значитель­ными привилегиями. Однако к концу II в. н.э. в Риме сложилось мнение, что Византия «злоупот­ребляет своей свободой». И римский император Септимий Север (193-211) наносит удар по благо­состоянию города. Правда, победа далась ему не сразу: Византия обладала такими ресурсами, что три года могла держать осаду. В результате раз­рушения Византия превратилась во второстепенный город. В III веке Византия часто подверга­лась нападениям варваров.

Новая история Византии связана с именем императораКонстантина (312-337). Эта новая ис­тория — история Византии-государства, Визан­тии-империи. Константин знаменит в истории тем, что решил воссоединить Римскую империю, рас­павшуюся к тому времени на две части, а также тем, что после победы над своим соперником Максенцием предоставил свободу разным религиоз­ным учениям, в том числе и христианству, которое до этой поры подвергалось преследованиям. Кон­стантин объявил себя наместником Христа на зем­ле, стал принимать активное участие в религиоз­ных диспутах; он развивал тактику придания хри­стианству статуса государственной религии.

Столицу империи Константин хотел видеть роскошной и великолепной. В 330-м году он пере­носит свой двор в Византию. Отныне она стала называтьсяКонстантинополь и оставалась столи­цей империи более тысячи лет.

Константин первым придал Византии всемир­но-историческое значение. В город, ставший сто­лицей, с разных концов греческого мира были све­зены произведения искусства, значительно возрос­ло население.

С этих пор Византия фактически утратила свое историческое имя. В дальнейшем термин «Визан­тия» обозначает политические, государственные, этнографические и культурные особенности. В ис­торическом смысле неверно называть Римскую, а затем Восточно-Римскую империю Византийской, к тому же сами жители империи не называли себя ни римлянами, ни эллииами, но ромеями, а офи­циальное название империи было — Романская империя. И тем не менее Восточную Римскую им­перию называли Византийской. Это связано не только с первоначальным греческим названием места, но с особой совокупностью начал, под вли­янием которых римская империя постепенно ре­формировалась. Совокупность этих начал состав­ляет суть термина«византивизм».




Дело в том, что римская или ромейская куль­тура встретились на Востоке с иудейской, персид­ской и эллинской культурами. Сплав этих куль­тур (и противопоставление, и тесное сближение) создал уникальную культуру, которую и характе­ризуют как византийскую. Византийская культу­ра базируется на эллинистической, но ею не огра­ничивается, т.к. наряду с процессом эллинизации Востока (этот процесс связан не только с римски­ми завоеваниями, но еще и с греческой колониза­цией) для греческой культуры характерен процесс ориентализации.

Административная и бюрократическая систе­мы, появление кодексов, местного права, философ­ские и богословские споры с иудейскими и эллин­скими воззрениями — все это служит свидетель­ством переплетения различных структур в рам­ках византийской культуры.

Специфическую роль в процессе формирова­ния византийской культуры сыграла славянская иммиграция. По сути, она определила этнографи­ческий переворот.

Признаки византивизма следующие: постепен­ная отмена латинского языка и замена его греческим (с VI до VII и VIII вв); борьба национальнос­тей по поводу политического преобладания (на престоле и в высшей военной и гражданской ад­министрации находятся представители разных национальностей); оригинальное мировоззрение, сложившееся под влиянием эллинских и восточ­ных философских идей; присутствие мистики и консервативных тенденций.



Византивизм определил и особенности куль­туры Византии. В ее истории особую роль играла христианская (православная) идеология.

С точки зрения становления и развития ви­зантивизма рассматривается и история Византии:

Первый (примерно с IV по VIII в.) включает исторические факты, подготавливающие и харак­теризующие византивизм. Прежде всего это эт­нографический переворот. Причем, если запад Римской империи полностью поглощен германс­кой иммиграцией, то восток сумел приспособить­ся к новой этнической ситуации. Борьба с готами и гуннами обернулась не столь большими поте­рями. Юстиниан и Гераклий — цари VI и VII веков — смогли организовать отношения со сла­вянами, что дало империи определенное преиму­щество. Славянские племена размещались по за­падным и восточным провинциям на свободных землях, при гарантии невмешательства во внут­ренние дела общины. Фактически эти племена вы­ступали защитой.

Второй период (VIII — IX вв.) характеризует­ся борьбой идей, выражавшейся в иконоборчестве, это движение разделило империю на два лагеря, в организации которых важную роль играл и ангагонизм национальностей. В 842 году победу одер­жали представители лагеря иконопочитания. Это знаменовало победу эллинских и славянских эле­ментов над восточными, азиатскими.

Третий период (конец IX — XI вв.) характери­зуется распространением византивизма на юго-восточную Европу. Во многом благодаряКирил­лу и Мефодию славянские народы вошли в среду культурных стран Европы.

Братья Константин (став монахом, он принял имя Кирилл) и Мефодий уроженцы города Сало­ники в Македонии. Точно неизвестно, кем по про­исхождению они были: греками или славянами. Но для города Салоники славянский язык был таким же родным, как и греческий. У себя на родине, а затем в Болгарии Кирилл и Мефодий пропаганди­ровали славянский язык: переводили книги, откры­вали училища для славян. Их деятельность носила в то же время и характер борьбы с чуждой для славянских народов культурой, которую в IX веке несла Германская империя, наступая на земли за­падных славян (Великоморавское государство).

Венцом деятельности Кирилла и Мефодия было создание алфавита. Известны два славянских ал­фавита: кириллица (по имени Кирилла) и глаго­лица. Создание алфавита — великая заслуга про­светителей. После проникновения славянской аз­буки на Русь из Болгарии фактически зарождает­ся древнерусская литература.

В этот же период патриарх Фотий обосновал право Константинополя на церковную независи­мость от Рима. Для внешней политики Византии этого периода характерны войны с болгарами, в конечном результате которых в 1018 г. Болгария вошла в состав империи.

Четвертый период ( конец XI — начало XIII вв.) — борьба Запада с Востоком, крестовые походы. Постепенно меняется цель крестоносных движе­ний — вместо обретения Святой Земли и осла­бления могущества мусульман вожди приходят к мысли о завоевании Константинополя. Таким об­разом, основной целью политики царствующих особ было обеспечение состояния равновесия меж­ду враждебными империи элементами. Поэтому то заключались союзы христиан против мусульман, то наоборот. Крестоносцев поражало, что на служ­бе империи были половецкие и печенежские орды. В 1204 году крестоносцы овладели Константино­полем и поделили между собой империю.

Пятый период (XIII — середина XV вв.) — Никейская империя (в этот период главным мо­ментом была защита православия против католи­ческого преобладания и завоевание империи тур­ками). Никейская империя связывается в истории с именем Федора Ласкаря (или Ласкария), кото­рому удалось в малоазийском городе Никее под­готовить ядро политического движения против ла­тинян. Содействовало Ласкарю то, что во Фракии и Македонии болгарским царем Иоанном (Калояном) было организовано движение против латинс­кой империи. В начале 1205 г. латинские войска были разбиты Иоанном, что укрепило и позиции Ласкаря. Он, пользуясь поражением крестонос­цев, вынудил и иконийского султана на Востоке, и болгарского царя на Западе согласиться на неко­торые уступки Никейской империи.





Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 580; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 11337 - | 7601 - или читать все...

Читайте также:

 

3.235.66.217 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.