Самостоятельная работа студента направлена, прежде всего, на овладение системой знаний о сущности, структуре, функциях и истории культур; описание культурно-исторических ментальностей и типов личности; применение культурологических методов в собственном исследовании; использование типологических и исторических интерпретаций культурных явлений; подготовку результатов исследования в виде доклада и статьи. Планирование и проведение собственного исследования, обработка и интерпретация результатов возможны только при активизации познавательного интереса и творческого мышления студента, при продуктивном сотрудничестве студента и преподавателя.
Цель самостоятельной работы – базовая культурологическая компетентность студента, формируемая им посредством активной учебно-познавательной деятельности.
Базовая культурологическая компетентность представляет собой начальные или “стартовые” знания и умения, но, как и профессиональная, включает все частные виды компетентности: библиографическую, историографическую, феноменологическую, теоретическую, методологическую, исследовательскую, коммуникативную и прикладную.
|
|
Задачи самостоятельной работы:
· поиск источников информации о культурологии и культуре (работа в библиотеках, с интернет-ресурсами), обеспечивающий формирование библиографической компетентности;
· знакомство с историей культурологической мысли, обеспечивающее формирование историографической компетентности;
· изучение культурологических описаний, обеспечивающее формирование феноменологической компетентности;
· систематизация культурологических понятий, анализ культурологических объяснений, обеспечивающие формирование теоретической компетентности;
· знакомство с методами культурологического исследования, обеспечивающее формирование методологической компетентности;
· проведение культурологического исследования, подготовка научной и публицистической статей, обеспечивающие формирование исследовательской компетентности;
· подготовка семинарского выступления, создание дискуссионной атмосферы в студенческой группе, обеспечивающие формирование коммуникативной компетентности;
· разработка решения актуальных проблем в современном обществе и культуре, обеспечивающая формирование компетентности в прикладных исследованиях.
Решая задачи на пути достижения поставленной цели, студент развивает собственные познавательные и коммуникативные способности в области культурологии. Преподаватель же формирует исходные культурологические представления (широкое поле культурологического знания), выступает в качестве организатора, консультанта и эксперта относительно учебно-познавательной деятельности студента. Задачи для самоподготовки формулируются в виде конкретных заданий по повторению и углублению пройденных знаний, заданий к предстоящим лекционным и практическим занятиям и долгосрочных заданий.
|
|
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение как классических текстов, репрезентирующих культуру своего времени, так и исследовательских текстов авторов, внесших значительный вклад в развитие научных знаний об истории культуры. Самостоятельное изучение курса культурологии представляет определенные сложности, связанные, прежде всего, со значительным объемом материала и разнородностью частей курса. Культура - явление многогранное, поэтому зачастую по тем или иным вопросам отсутствуют общепринятые определения. Если при изучении курса студент столкнется с такими разночтениями, следует проанализировать существующие противоречия в рамках семинарского занятия, в итоге выбрав наиболее аргументированную точку зрения.
Все темы, предлагаемые для самостоятельной работы, могут быть вынесены на обсуждение на семинарском занятии: возможны выступления с докладами, организация коллоквиумов, мини-конференций. По желанию студента предлагаемые в данном разделе темы могут быть сформулированы как темы для написания контрольной работы для студентов заочной формы обучения.
1. Сложение концепции "древних цивилизаций" (Г.Чайлд, М.Массон).
2. История культуры в освещении О.Шпенглера.
3. Концепция истории культуры К.Ясперса.
4. Концепция происхождения искусства: Г.В.Плеханов. "Письма без адреса".
5. Э.Тейлор о первобытной культуре.
6. Образы культурной ойкумены в гомеровских поэмах
7. Культура позднего Рима в "Жизни двенадцати цезарей" Светония.
8. У истоков иконописной традиции: Иоанн Дамаскин и Федор Студит (Памятники мировой эстетической мысли. - М., 1963).
9. Культурные ценности Киевской Руси в "Слове о Законе и Благодати" Иллариона. (Илларион, митрополит Киевский. Слово о Законе и Благодати. - М., 1994)
10. Скандинавские саги о культуре викингов. ("Старшая Эдда", "Младшая Эдда", Снорри Стурлусен "Круг Земной", А.Я.Гуревич "Эдда И сага", М., 1979)
11. Средневековая Русь в свидетельствах арабских путешественников.
12. Средневековая картина мира в трудах П.М. Бицилли и А.Я.Гуревича.
13. Человек в культуре итальянского Возрождения (по работам Л.Баткина).
14. Рождение утопии: Кампанелла. Город Солнца. (М., 1954).
15. Проблема "мирового ренессанса" в трудах Н.Конрада.
16. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева.
17. М.Фуко о становлении культурных феноменов Нового времени.
18. Взгляд Н.Я.Данилевского на историю и будущее культуры России.
19. У истоков спора "западников" и "славянофилов" (П.Я.Чаадаев, "Апология сумасшедшего", А.С.Пушкин, Письмо П.Я.Чаадаеву, В.Ф.Одоевский "Русские ночи" - Эпилог).
20. Феномен "массовой культуры", его осмысление в концепции Х.Ортеги-и-Гассета
21. Мифы в культуре ХХ (Барт Р. Мифологии. - М., 1996; Юнг К. О современных мифах. - М., 1991; Кассирер Э.Техника современных политических мифов // Антология культурологической мысли. - М., 1996)
22. Абрисы культуры постиндустриального общества (Д.Белл, О.Тоффлер).
1. "Русская идея" в истории отечественной культуры (Скрынников Р.Г.Третий Рим. - СПб., 1994; Русская идея / Сост. М.А.Маслин - М., 1992; Гулыга А. Русская идея и ее творцы. - М., 1995)
Самостоятельная работа студентов также контролируется преподавателям.
Система контроля индивидуальной самостоятельной работы включает:
· блиц-опросы в начале лекционных занятий;
· выборочный просмотр материалов, подготовленных к лекционным занятиям;
· проверочное тестирование в течение семестра;
· просмотр материалов, подготовленных к практическим занятиям;
· оценку организации студентом семинарского выступления;
· оценку активности студентов на практических занятиях.