Региональные модели средневековой историописания

Византийская традиция историописания в XI–XIII вв. Михаил Пселл (1018–ок. 1096) и его «Хронография». Историческая проза: Анна Комнина (1083–ок. 1148) и ее «Алексиада». «Хроника» и «Сокровищница православия» Никиты Хониата (сер. XII в.–1213). Византийская культура XIV–XV вв: феномен «византийского гуманизма», исихазм. Поздневизантийская историография: Михаил Дука (ок. 1400–1470). Русская летописная традиция: этапы развития и своеобразие в сопоставлении с латинской и византийской традициями письменной истории. Летопись и летописный свод. «Повесть временных лет». Источники составления летописей. Приемы отбора и истолкования материала.

Историософия эпохи Возрождения и Реформации

Ренессансный тип культуры. Переосмысление античного опыта в ученой культуре Гуманизма и Возрождения. Рационализация взгляда на прошлое: светская концепция и новая периодизация истории. Культурная программа возрождения прошлого. Эрудитская школа: открытие первоисточников, сбор и первичная обработка материала. Рациональная критика и введение научного аппарата, историческая топография и хронология Флавио Бьондо (1392–1463). Лоренцо Валла (1407–1457): «Трактат о подложности Константинова дара» и начало филологической критики источников. Риторическая школа и драматизм истории: Леонардо Бруни (ок. 1374–1444) и Поджо Браччолини (1380–1459). Политическая школа: предмет истории – борьба политических партий за власть. Никколо Макиавелли (1469–1527). «История Флоренции» и «История Италии» Франческо Гвиччардини (1483–1540).

Историософия барокко

Исторический метод изучения римского права и юридическое направление ренессансного историзма во французских университетах. Историография как гуманитарная наука и идея всеобщей истории Франсуа Бодуэна (1520–1573). Жан Боден (1530–1596) и его «Метод легкого познания истории» (1566). Действие законов в истории. Влияние географических условий на историю человечества и судьбы народов. Боденовская теория климатов. Идея прогресса. Фрэнсис Бэкон (1561–1626): история как опытное знание. Концепция развития науки и история в системе наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: