Исторические концепции эпохи Просвещения

Интеллектуальная ситуация в Европе к началу XVIII в.: отсутствие общепринятых «конечных истин». Джамбаттиста Вико (1668–1744): принцип историзма и отрицание доктрины естественного права. Осмысление истории как особого рода истинного знания. «Новая наука» Вико о единстве исторического процесса, закономерности и повторяемости исторических явлений. Три эпохи развития человечества и идея круговорота. Представление об органической связи всех сторон исторического процесса. Метод исторических параллелей. Новое направление исторической мысли: «философская история». Идея прогресса и факторы истории. Воспитательная функция истории: «власть историка». Г.Болингброк (1678–1751) и «Письма об изучении и пользе истории». Трактовка вопроса об историческом опыте. «О духе законов» и «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» Ш.Монтескье (1689–1755). «Третья позиция» Монтескье в полемике между романистами и германистами о происхождении феодальных институтов. Формально-юридическая критика источников. Вольтер (1694–1778) как историк: расширение горизонтов всемирной истории в «Опыте о нравах и духе народов и о главных событиях истории». Реализм, критика свидетельств источников с позиции здравого смысла и экскурс в раннюю историю историографии. Г.Мабли (1709–1805) и его советы «О способе писать историю» (1783). Что должен знать историк? Приоритет суждений перед эрудицией. История и мораль. Критика Вольтера. «Десять эпох истории человечества» в сочинении Ж.-А.Кондорсе (1743–1794) «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». «История Англии» Д.Юма (1711–1776): императив беспристрастности и пересмотр исторической традиции. Сочетание приемов гуманистической и философской истории, предвосхищение принципов историографии будущего. Понимание историзма самой историографической проблемы. Британские историки-рационалисты. У.Робертсон (1721–1793), его Введение к «Истории правления Карла V» и концепция истории средневековой Европы. «История упадка и крушения Римской империи» Э.Гиббона (1737–1794) – классический образец универсальной истории эпохи Просвещения. Идеи Просвещения и российская историография. «История Российская» В.Н.Татищева (1686–1750). Создание Академии наук и ее роль в разработке российской истории. Г.Ф.Миллер (1705–1783) и А.Л.Шлецер (1735–1809): методы критики источников. Концепции всемирной и российской истории. Норманнская теория: сторонники и противники. Историческая концепция М.В.Ломоносова (1711–1765). М.М.Щербатов (1733–1790) и его «История России с древнейших времен»: проблема альтернатив в русской истории. И.Н.Болтин (1735–1792) о задачах и методах историографии и объективных факторах истории.

6.14. Западноевропейская историософия в первой половине XIX века

Предтеча историографии XIX века И.-Г.Гердер (1744–1803): идея взаимодействия внутренних и внешних факторов исторического процесса. Множественность культур и единство всемирной истории. Идея о национальных характерах. Сравнительно-исторический метод. Влияние Французской революции на европейскую историческую мысль. Открытие доступа к государственным архивам. Рост общественного интереса к истории и ее «демократизация». Изменение тематики исторических сочинений. Утрата интереса к всемирной истории: от идеи единого человечества к идее национального органического развития. Историческая культура романтизма: идеализация и «присвоение» прошлого. Реабилитация средневековья в политической публицистике (Э.Берк, Л.Бональд, Ж.Де Местр, Шатобриан) и в художественной литературе (Вальтер Скотт и Виктор Гюго), в философии истории (Ф.Шлегель). Историческая школа права (К.-Ф.Савиньи, К.-Ф.Эйхгорн) и понятие «народного духа». Апелляция к первоисточникам. Успехи филологической критики текстов (Ф.-А.Вольф, братья Гримм) и пересмотр важнейших вопросов источниковедения. Б.-Г.Нибур (1776–1831): новый этап в совершенствовании критики источников. Приемы исторической критики: выяснение происхождения источника, заимствований, достоверности традиции. Метод исторической аналогии. Крупнейшее научное предприятие XIX века: издание «Исторических памятников Германии (Monumenta Germaniae Historica). Синтез романтизма и Просвещения в «Философии истории» Гегеля (1770-1831) и восстановление в правах всемирной истории. Исторический процесс и его закономерности. Идея прогресса и универсальности исторического развития. Леопольд фон Ранке (1795–1886) и его критический метод. Разработка новых исследовательских приемов (глубокая внутренняя критика источника, сопоставление свидетельств), опора на официальные документы. Особый вид исторических произведений для написания политической истории – регесты. Семинары Ранке. Историки «школы Ранке» по всей Европе. Критика Л. Ранке гегелевской концепции истории и телеологической теории прогресса. Взгляды Ранке на всемирную историю в его сочинении «Об эпохах новой истории». Гейдельбергская школа. Ф.-Х.Шлоссер (1776–1861) и его «Всемирная история». Карл Риттер (1779–1859) и историко-географическая школа. Публикация источников (серия «неизданных документов, относящихся к истории Франции», коллекция «Латинской и греческой патрологии») и организация исторической науки в 1820–1830-е годы. Создание Школы хартий для подготовки архивистов-палеографов (1821), Института истории (1833), особого правительственного комитета для разыскания и публикации памятников французской истории (1834), издание закона о местных архивах (1838). Нарративная романтическая школа: актуализация художественной стороны исторического творчества. О.Тьерри (1795–1856) и идея «борьбы рас». «Философская школа». Ф. Гизо (1787–1874), историческая концепция. Ж.Мишле (1798–1874). Расширение круга источников: литература, предметы материальной культуры, природные объекты. «Вживание» в прошлое и темперамент историка. Британская школа политической истории. Становление вигской историографической традиции. Генри Галлам (1777–1859). Т.Б.Маколей (1800–1859) и его исторический бестселлер – «История Англии от восшествия на престол Якова II». Исторические этюды и публицистика. «Переживание» истории и историческая эссеистика. История в мастерских литературных портретах. Торийская школа. Томас Карлейль (1795–1881) – историк, философ, публицист. Беллетризованная история и специфика ее источниковой базы: нарративные, эпистолярные, мемуарные материалы и приоритет интуиции перед критическим анализом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: