№ раздела
| Наименование раздела учебной
дисциплины
| № семестра
| Содержание раздела в дидактических единицах
|
1.
| Наука и научное знание.
|
| Знание и его формы. Проблема возникновения науки. Дискуссии по вопросам о времени и месте возникновения науки. Многообразие философских концепций науки. Наука и не-наука. Критерии научности. Основные философские направления.
|
2.
| Наука как форма духовного производства и социальный институт.
|
| Формы духовного производства. Специфика науки как формы духовного производства. Научное знание как система, его особенности и структура. Наука. Техника, производство.
|
3.
| Структура научного знания.
|
| Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Философские основания науки. Взаимосвязь различных уровней знания. Структура научной дисциплины. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой элемент теории.
|
4.
| Методология в научном исследовании
|
| Понятие методологии. Метод и методология. Теория и методология. Классификация методов. Методы: философские, общенаучные, частные. Уровни методологии Роль методологии в конкретных научных исследованиях.
|
5.
| Общие закономерности развития науки.
|
| Единство и преемственность знаний. Дифференциация и интеграция наук. Взаимодействие наук и методов, углубление и расширение математизации и компьютеризации науки и роль дискуссий в её развитии.
|
6.
| Формирование социальных наук
|
| Мыслители античности о человеке и обществе. Христианская догматика о взаимоотношении человека и общества. Формирование самосознания общества в контексте осмысления философии истории в Период Просвещения (Ж. Кондорсе, Вольтер, К.Гельвеций, Ш. Монтескье). Философия истории Г.Гегеля. Социокультурная обусловленность формирования социальных наук: социология, экономика, политология.
.
|
7.
| Понятие объекта, предмета и субъекта социального познания.
|
| Специфика связи объекта и субъекта социального познания. Человек и его сознание как предмет социального познания. Текст в познавательной деятельности человека. Конструирование реальности через обретение смылов в социальном познании.
|
| Формирование методологии социальных наук.
|
| От осмысления истории к методологии социального познания. Шлейермахер, В. Дильтей, Г.Риккерт, Г. М. Вебер М.Бахтин.
|
9.
| Основные категории методологии социальных наук.
|
| Жизнь и ценность. Материальное и духовное. Текст, смысл, значение. Переживание и эмпатия. Диалог, понимание и интерпретация. Пространство и время личности.
|
10.
| Проблема истинности и правдоподобия в социальных науках.
|
| Историко-философский аспект рассмотрения проблемы истинности в социальных науках. Социо-культурная обусловленность характера знания. Истинность и ценность. Правдоподобность как предел познания?
|
11.
| Диалогичность социального познания
|
| Диалог и его роль в познании. Уровни диалога. Коммуникативность социального познания. Диалог между культурами и эпохами и обретение новых смыслов человеком. Диалог и новый мир человека. Виртуальность и диалогичность социального познания.
|
12.
| Будущее социальных наук.
|
| Переосмысление марксистской теории и методологический кризис в последней четверти ХХ в. Дискуссии между эмпириками и теоретиками. Поиски новых теорий и проблема синтеза существующего социального теоретического знания. Плюрализм в социальном познании или эклектика? Парадигмы и полипарадигмальность в социальных исследованиях как проблема методологии социального познания.
|