Содержание разделов учебной дисциплины

№ раздела Наименование раздела учебной дисциплины № семестра Содержание раздела в дидактических единицах
1. Наука и научное знание.   Знание и его формы. Проблема возникновения науки. Дискуссии по вопросам о времени и месте возникновения науки. Многообразие философских концепций науки. Наука и не-наука. Критерии научности. Основные философские направления.
2. Наука как форма духовного производства и социальный институт.   Формы духовного производства. Специфика науки как формы духовного производства. Научное знание как система, его особенности и структура. Наука. Техника, производство.
3. Структура научного знания.   Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Философские основания науки. Взаимосвязь различных уровней знания. Структура научной дисциплины. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой элемент теории.
4. Методология в научном исследовании   Понятие методологии. Метод и методология. Теория и методология. Классификация методов. Методы: философские, общенаучные, частные. Уровни методологии Роль методологии в конкретных научных исследованиях.
5. Общие закономерности развития науки.   Единство и преемственность знаний. Дифференциация и интеграция наук. Взаимодействие наук и методов, углубление и расширение математизации и компьютеризации науки и роль дискуссий в её развитии.
6. Формирование социальных наук   Мыслители античности о человеке и обществе. Христианская догматика о взаимоотношении человека и общества. Формирование самосознания общества в контексте осмысления философии истории в Период Просвещения (Ж. Кондорсе, Вольтер, К.Гельвеций, Ш. Монтескье). Философия истории Г.Гегеля. Социокультурная обусловленность формирования социальных наук: социология, экономика, политология. .
7. Понятие объекта, предмета и субъекта социального познания.   Специфика связи объекта и субъекта социального познания. Человек и его сознание как предмет социального познания. Текст в познавательной деятельности человека. Конструирование реальности через обретение смылов в социальном познании.
  Формирование методологии социальных наук.   От осмысления истории к методологии социального познания. Шлейермахер, В. Дильтей, Г.Риккерт, Г. М. Вебер М.Бахтин.
9. Основные категории методологии социальных наук.   Жизнь и ценность. Материальное и духовное. Текст, смысл, значение. Переживание и эмпатия. Диалог, понимание и интерпретация. Пространство и время личности.
10. Проблема истинности и правдоподобия в социальных науках.   Историко-философский аспект рассмотрения проблемы истинности в социальных науках. Социо-культурная обусловленность характера знания. Истинность и ценность. Правдоподобность как предел познания?
11. Диалогичность социального познания   Диалог и его роль в познании. Уровни диалога. Коммуникативность социального познания. Диалог между культурами и эпохами и обретение новых смыслов человеком. Диалог и новый мир человека. Виртуальность и диалогичность социального познания.
12. Будущее социальных наук.   Переосмысление марксистской теории и методологический кризис в последней четверти ХХ в. Дискуссии между эмпириками и теоретиками. Поиски новых теорий и проблема синтеза существующего социального теоретического знания. Плюрализм в социальном познании или эклектика? Парадигмы и полипарадигмальность в социальных исследованиях как проблема методологии социального познания.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: