| № раздела | Наименование раздела учебной дисциплины | № семестра | Содержание раздела в дидактических единицах |
| 1. | Наука и научное знание. | Знание и его формы. Проблема возникновения науки. Дискуссии по вопросам о времени и месте возникновения науки. Многообразие философских концепций науки. Наука и не-наука. Критерии научности. Основные философские направления. | |
| 2. | Наука как форма духовного производства и социальный институт. | Формы духовного производства. Специфика науки как формы духовного производства. Научное знание как система, его особенности и структура. Наука. Техника, производство. | |
| 3. | Структура научного знания. | Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Философские основания науки. Взаимосвязь различных уровней знания. Структура научной дисциплины. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой элемент теории. | |
| 4. | Методология в научном исследовании | Понятие методологии. Метод и методология. Теория и методология. Классификация методов. Методы: философские, общенаучные, частные. Уровни методологии Роль методологии в конкретных научных исследованиях. | |
| 5. | Общие закономерности развития науки. | Единство и преемственность знаний. Дифференциация и интеграция наук. Взаимодействие наук и методов, углубление и расширение математизации и компьютеризации науки и роль дискуссий в её развитии. | |
| 6. | Формирование социальных наук | Мыслители античности о человеке и обществе. Христианская догматика о взаимоотношении человека и общества. Формирование самосознания общества в контексте осмысления философии истории в Период Просвещения (Ж. Кондорсе, Вольтер, К.Гельвеций, Ш. Монтескье). Философия истории Г.Гегеля. Социокультурная обусловленность формирования социальных наук: социология, экономика, политология. . | |
| 7. | Понятие объекта, предмета и субъекта социального познания. | Специфика связи объекта и субъекта социального познания. Человек и его сознание как предмет социального познания. Текст в познавательной деятельности человека. Конструирование реальности через обретение смылов в социальном познании. | |
| Формирование методологии социальных наук. | От осмысления истории к методологии социального познания. Шлейермахер, В. Дильтей, Г.Риккерт, Г. М. Вебер М.Бахтин. | ||
| 9. | Основные категории методологии социальных наук. | Жизнь и ценность. Материальное и духовное. Текст, смысл, значение. Переживание и эмпатия. Диалог, понимание и интерпретация. Пространство и время личности. | |
| 10. | Проблема истинности и правдоподобия в социальных науках. | Историко-философский аспект рассмотрения проблемы истинности в социальных науках. Социо-культурная обусловленность характера знания. Истинность и ценность. Правдоподобность как предел познания? | |
| 11. | Диалогичность социального познания | Диалог и его роль в познании. Уровни диалога. Коммуникативность социального познания. Диалог между культурами и эпохами и обретение новых смыслов человеком. Диалог и новый мир человека. Виртуальность и диалогичность социального познания. | |
| 12. | Будущее социальных наук. | Переосмысление марксистской теории и методологический кризис в последней четверти ХХ в. Дискуссии между эмпириками и теоретиками. Поиски новых теорий и проблема синтеза существующего социального теоретического знания. Плюрализм в социальном познании или эклектика? Парадигмы и полипарадигмальность в социальных исследованиях как проблема методологии социального познания. |






