double arrow

Тема 10. Орфография

Задание 1. Вспомните термины: орфография, разделы орфографии, орфограмма, принципы орфографии, морфологический принцип, фонетический принцип, традиционный принцип, типы написания.

Задание 2. Докажите, что в подчеркнутых орфограммах отражен морфологический принцип правописания.

Стена, зуб, тетрадь, возить, сделать, ложка, просьба, отпилить, местный, накипеть, березовый, на книге, белому, описывать.

Задание 3. Выявите отступления от морфологического принципа в разных морфемах. Докажите.

Разбирать, коснуться, заря, испугать, безводный, ключевой, полотенце, живу, собака, карандаш, стакан, орешек.

Задание 4. Охарактеризуйте написания в соответствии с фонетическим принципом.

Разыскать, сердце, братцев, пляжем, концевой, сестрицын, блюдце, сторожем, певуче, обыграть, разлить, курицын, кручей, овражек.

Задание 5. Охарактеризуйте написания в соответствии с традиционным принципом.

Береза, кувшин, экзотика, черного, пароход, праздновать, сарай, собирать, налаживать, калач, изложить, цистерна, ширина, городов, кавычки, экзамен, сбруя, чтобы, серого, землемер.

Задание 6. Заполните таблицу.

Принцип Морфема Морфологический Фонетический Традиционный
Корень
Приставка  
Суффикс
Окончание

Резьба, разгрызть, смерчем, подыскать, палитра, на цыпочках, умирать, старик, отбить, на дороге, лисицын, в свежей, сгореть, свежий, учитель, побелеть, смуглолицый, бескрылый, герой, поправив, холодать, прервать, горошина, вокзал, коробкой, чистота, синего, сад, надписать.




Задание 7. Сделайте орфографический разбор текста.

Мы бредем по лесной тропинке, беспрестанно уходя в сторону, отыскивая то гриб, то ягоду, то яркий цветок. Как замшевый, стелется под ногами зеленый мох, блестит водяное оконце от дождя. Меж корней осины, подняв золотую головку, лежит уж, а шустрые лягушата скачут под самыми ногами.

С волнением приближаешься к гигантскому озеру. Вот вдали начинает раскрываться его величественная панорама. Вблизи кажется, что стеклянная поверхность Байкала расстилается необъятно широко. Повсюду сквозь прозрачную воду видишь, как на дне меж подводными камнями копошатся небольшие раки, вьются веселые стайки рыб.

Задание 8. Раскройте скобки и напишите слова слитно, через дефис или раздельно. Вспомните принципы этого раздела орфографии.



Поглядывать (в)даль, смотреть (в)даль коридора, посидим (по)семейному, (по)семейному преданию, (без)умолку, (плодо)овощной, (немецко)русский, (басно)писец, начать (с)начала, (с)начала года, (денежно)вещевой, (газово)нефтяной, (в)течение года.

Задание 9. Определите, в соответствии с какими принципами употребляются прописные буквы в следующих словах.

Анна, Курск, КГУ, Человек, День Победы, День космонавтики, Геракл, Дальний Восток, ЭВМ, Российская Федерация, Плюшкин, УЗИ.

Задание 10. Придумайте предложения, в которых следующие слова употреблялись бы со строчной или прописной буквы.

Черный, октябрь, земля, новый, вы, дева.

Задание 11. Объясните все возможные случаи правильного переноса слов.

Мольба, береза, район, отбросить, беспрекословно, подлить, городской, программа, тройка, февральский, тонна, поссориться, прислать, мальчик, подъезд, развязать, фольклор.

Задание 12. Напишите общепринятые графические сокращения следующих слов и сочетаний.

Академик, апрельский, абонементный ящик, библиотека, бывший в употреблении, век, века, вещество, вокзал, высший сорт, ватт, вторник, в том числе, грамм, гектар, гостиница, доллар, детский сад, доктор филологических наук, заочное отделение, какой-либо, суффикс, фонетика, физкультура, физико-химический, черно-белый, четверг.


II. ПОРЯДОК ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА

1. Затранскрибировать слово   Транскрипцию проводите в соответствии с правилами транскрибирования (см. приложение 1).  
2. Произвести слогоделение и дать характеристику каждому слогу 2. Слогораздел проводите в транскрипции. Учитывайте правила слогоделения (см. приложение 2). Слог характеризуйте по следующим признакам: а) по отношению к ударению (ударный – безударный: предударный, заударный); б) по началу (прикрытый – неприкрытый); в) по концу (открытый – закрытый)
3. Охарактеризовать ударение. 3. Применительно к морфологической структуре слова различают подвижное и неподвижное ударение.
4. Дать фонетическую, фонологическую и графическую характеристику гласных и согласных звуков. 4. Характеристика включает следующие параметры: 1) Артикуляционная характеристика для гласных: а) степень подъема языка (подъем); б) место подъема языка (ряд); в) участие-неучастие губ (лабиализация) (см. приложение 3); для согласных: а) участие голоса и шума; б) место образования; в) способ образования; г) дополнительная артикуляция (см. приложение 4). 2) Комбинаторные и позиционные законы и процессы. 3) Синтагматика звуков. Отметить позиционную мену или позиционное изменение (если есть) 4) Фонемная характеристика для гласных: установить соответствие между аллофоном и фонемой; если фонема слабая, возвести её к сильной (см. приложение 5); для согласных: а) установить позицию фонемы по глухости-звонкости; б) установить позицию фонемы по твердости-мягкости; в) установить соответствие между аллофоном и фонемой (см. приложение 6). 5) Графическая характеристика: определить, какой буквой и в каком значении обозначаются гласные и согласные звуки
5. Установить количество звуков и букв в слове, объяснить случаи несовпадения звукового и буквенного состава.  

III. ОБРАЗЦЫ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА

  Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? (С. Есенин)  

ГРУДЬ

1. [гр.т’]

2. Один слог:

а) по отношению к ударению – ударный;

б) по началу – прикрытый;

в) по концу – закрытый.

3. Ударение подвижное (грди – грудй).

4. [г] – согласный

1. Артикуляционная характеристика:

а) по участию голоса и шума – шумный, звонкий, парный [к];

б) по месту образования – язычный, заднеязычный, задненебный;

в) по способу образования – взрывной;

г) по дополнительной артикуляции – твердый, парный [г’].

2. Комбинаторных и позиционных законов и процессов нет.

3. Позиционной мены или изменений нет.

4. Фонемная характеристика:

а) по глухости-звонкости – сильная позиция (перед сонорным);

б) по твердости-мягкости – слабая позиция;

в) [г] – аллофон слабой фонемы <г2>.

5. Графическая характеристика:

звук [г] обозначен буквой «гэ» в основном значении.

[р] – согласный

1. Артикуляционная характеристика:

а) по участию голоса и шума – сонорный;

б) по месту образования – язычный, переднеязычный, небно-зубной;

в) по способу образования – дрожащий;

г) по дополнительной артикуляции – твердый, парный [р’].

2. Комбинаторных и позиционных законов и процессов нет.

3. Позиционной мены или изменений нет.

4. Фонемная характеристика:

а) по глухости-звонкости – сильная позиция (перед гласным);

б) по твердости-мягкости – сильная позиция (перед гласным);

в) [р] – аллофон сильной фонемы <р>.

5. Графическая характеристика:

звук [р] обозначен буквой «эр» в основном значении.

[.] – гласный

1. Артикуляционная характеристика:

а) верхнего подъема;

б) заднего ряда;

в) лабиализованный.

2. Аккомодация (по концу артикуляции).

3. Позиционное изменение.

4. Фонемная характеристика:

[.] – аллофон сильной фонемы <у>.

5. Графическая характеристика:

звук [.] обозначен буквой «у» в основном значении.

[т’] – согласный

1. Артикуляционная характеристика:

а) по участию голоса и шума – шумный, глухой, парный [д’];

б) по месту образования – язычный, переднеязычный, зубной;

в) по способу образования – взрывной;

г) по дополнительной артикуляции – мягкий, парный [т].

2. Закон конца слова.

3. Позиционная мена.

4. Фонемная характеристика:

а) по глухости-звонкости – слабая позиция (конец слова);

б) по твердости-мягкости – сильная позиция (конец слова);

в) [т’] – аллофон слабой фонемы <д’1>.

5. Графическая характеристика:

звук [т’] обозначен буквой «дэ» во второстепенном значении.

5. В слове 5 букв и 4 звука (Ь звука не обозначает).

БЕРЁЗКА

1. [б’иэр’.скъ]

2. [б’иэ – р’.– скъ]

1-й слог: а) безударный, предударный; б) прикрытый; в) открытый 2-й слог: а) ударный; б) прикрытый; в) открытый   3-й слог: а) безударный, заударный; б) прикрытый; в) открытый

3. Ударение неподвижное.

4. [б’] – согласный

1. Артикуляционная характеристика:

а) по участию голоса и шума – шумный, звонкий, парный [п’];

б) по месту образования – губной, губно-губной;

в) по способу образования – взрывной;

г) по дополнительной артикуляции – мягкий, парный [б].

2. Комбинаторных и позиционных законов и процессов нет.

3. Позиционной мены или изменений нет.

4. Фонемная характеристика:

а) по глухости-звонкости – сильная позиция (перед гласным);

б) по твердости-мягкости – сильная позиция (перед гласным);

в) [б’] – аллофон сильной фонемы <б’>.

5. Графическая характеристика:

звук [б’] обозначен буквой «бэ» в основном значении.

э] – гласный

1. Артикуляционная характеристика:

а) средне-верхнего подъема;

б) переднего ряда;

в) нелабиализованный.

2. Качественная редукция.

3. Позиционная мена; перекрещивающийся тип чередования.

4. Фонемная характеристика:

э] – аллофон слабой фонемы <a> (восходит к гиперфонеме <э/и>.

5. Графическая характеристика:

звук [иэ] обозначен буквой «е» во второстепенном значении.

[р’] – согласный

1. Артикуляционная характеристика:

а) по участию голоса и шума – сонорный;

б) по месту образования – язычный, переднеязычный, небно-зубной;

в) по способу образования – дрожащий;

г) по дополнительной артикуляции – мягкий, парный [р].

2. Комбинаторных и позиционных законов и процессов нет.

3. Позиционной мены или изменений нет.

4. Фонемная характеристика:

а) по глухости-звонкости – сильная позиция (перед гласным);

б) по твердости-мягкости – сильная позиция (перед гласным);

в) [р’] – аллофон сильной фонемы <р’>.

5. Графическая характеристика:

звук [р’] обозначен буквой «эр» в основном значении.

[.] – гласный

1. Артикуляционная характеристика:

а) среднего подъема;

б) заднего ряда;

в) лабиализованный.

2. Аккомодация (по началу артикуляции).

3. Позиционное изменение.

4. Фонемная характеристика:

[.] – аллофон сильной фонемы <о>.

5. Графическая характеристика:

звук [.] обозначен буквой «ё» в основном значении.

[с] – согласный

1. Артикуляционная характеристика:

а) по участию голоса и шума – шумный, глухой, парный [з];

б) по месту образования – язычный, переднеязычный, зубной;

в) по способу образования – фрикативный;

г) по дополнительной артикуляции – твердый, парный [с’].

2. Ассимиляция по глухости.

3. Позиционная мена.

4. Фонемная характеристика:

а) по глухости-звонкости – слабая позиция (перед шумным согласным);

б) по твердости-мягкости – сильная позиция (переднеязычный перед твердым заднеязычным);

в) [с] – аллофон слабой фонемы <з1>.

5. Графическая характеристика:

звук [с] обозначен буквой «зэ» во второстепенном значении.

[к] – согласный

1. Артикуляционная характеристика:

а) по участию голоса и шума – шумный, глухой, парный [г];

б) по месту образования – язычный, заднеязычный, задненебный;

в) по способу образования – взрывной;

г) по дополнительной артикуляции – твердый, парный [к’].

2. Комбинаторных и позиционных законов и процессов нет.

3. Позиционной мены или изменений нет.

4. Фонемная характеристика:

а) по глухости-звонкости – сильная позиция (перед гласным);

б) по твердости-мягкости – сильная позиция (перед гласным);

в) [к] – аллофон сильной фонемы <к>.

5. Графическая характеристика:

звук [к] обозначен буквой «ка» в основном значении.

[ъ] – гласный

1. Артикуляционная характеристика:

а) среднего подъема;

б) среднего ряда;

в) нелабиализованный.

2. Качественная редукция.

3. Позиционная мена; перекрещивающийся тип чередования.

4. Фонемная характеристика:

[ъ] – аллофон слабой фонемы <a1> (восходит к сильной фонеме <а>).

5. Графическая характеристика:

звук [ъ] обозначен буквой «а» во второстепенном значении.

5. В слове 7 букв, 7 звуков.

IV. ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Фонетика – учение о звуковой стороне языка; наука, изучающая звуки, их изменения в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей, а также ударение, интонацию и особенности членения звукового потока.

Фонетическая транскрипция – это звукопись, используемая для точной передачи звуков того или иного языка, диалекта или индивидуальной речи; это научное письмо, в котором точное соответствие букв и звуков.

Сегментные фонетические единицы – линейные отрезки речевого потока.

Суперсегментные фонетические единицы – это такие единицы, которые накладываются на сегментные единицы и служат для объединения более мелких единиц в более крупные. К суперсегментным единицам относятся слоговость / неслоговость, ударение и интонация.

Единицы фонетической цепи – фраза, речевой такт (синтагма), фонетическое слово, слог, звук.

Фраза – это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длинными паузами.

Речевой такт (синтагма) – это отрезок речи, характеризующийся особой интонацией и тактовым ударением и заключенный между короткими паузами.

Фонетическое слово – это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением.

Клитики – слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим словам, с которыми они составляют одно фонетическое слово.

Проклитика – безударное слово, примыкающее к ударному слову спереди.

Энклитика – безударное слово, примыкающее к ударному слову сзади.

Слог – это минимальная произносительная единица речи, элементы которой тесно связаны друг с другом как акустически, так и артикуляционно.

Звук – это минимальная единица речевой цепи, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определенными свойствами.

Ударение – выделение с помощью различных фонетических средств одного из слогов неодносложного слова либо слова в составе речевого такта или фразы.

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

Аспекты изучения звука – акустический (физический), артикуляторный (физиологический) и функциональный (собственно лингвистический, социальный, фонологический).

Акустические признаки звука – высота, сила, тембр (качественные характеристики), длительность (количественная характеристика).

Речевой аппарат – это совокупность органов, которые используются для производства речи.

Артикуляция – работа органов речи, направленная на производство звуков речи.

Активные органы речи – это органы, способные производить самостоятельные движения (губы, язык, язычок).

Пассивные органы речи – это органы, не способные производить самостоятельные движения (зубы, нёбо).

Гласные звуки – звуки, состоящие целиком из голоса.

Согласные звуки – звуки, состоящие из шума и голоса или целиком из шума.

Вокализм – система гласных звуков.

Консонантизм – система согласных звуков.

Артикуляционные признаки гласных звуков – степень подъема языка, место подъема языка, участие-неучастие губ.

Артикуляционные признаки согласных звуков – участие голоса и шума, место образования преграды (шума), способ образования шума, наличие или отсутствие дополнительной артикуляции.

Аккомодация – это такой тип комбинаторных изменений, при котором артикуляции соседних гласных и согласных звуков приспосабливаются друг к другу.

Редукция – это ослабление, сокращение гласных в безударных слогах.

Ассимиляция – это такой тип комбинаторных изменений, при котором из двух разных звуков образуются два одинаковых или близких по артикуляции звука.

Позиционная мена – это такая мена звуковых единиц, которая определяется действующими в данном языке синтагматическими законами сочетаемости звуков.

Позиционное изменение – это такое изменение, которое возникает под воздействием соседних звуков, но не охватывает всей системы, поэтому может осуществляться и не осуществляться.

Орфоэпия – это совокупность произносительных норм литературного языка; это раздел языкознания, изучающий произносительные нормы.

Фонема – это наименьшая звуковая единица языка, служащая для различения материальной оболочки слов и форм.

Фонология – это раздел языкознания, изучающий функциональную значимость звуковой стороны языка.

Конститутивные признаки фонемы – это постоянные признаки, по которым фонемы отличаются друг от друга.

Дифференциальный признак – это постоянный признак, по которому фонему можно противопоставить другой фонеме, тождественной с первой по всем остальным конститутивным признакам.

Интегральный признак – это постоянный признак, по которому фонему нельзя противопоставить другой фонеме, это избыточный признак.

Сигнификативная функция фонемы – это функция различения, которая осуществляется с помощью звуков, принадлежащих разным фонемам.

Перцептивная функция фонемы – это функция отождествления, которая осуществляется с помощью звуков, относящихся к одной фонеме.

Сильная позиция фонемы – это позиция максимального различения фонологически значимых единиц.

Слабая позиция фонемы – это позиция меньшего или минимального различения фонологически значимых единиц.

Сильные позиции согласных по глухости-звонкости – передгласными; перед сонорными; перед [в], [в’].

Сильные позиции согласных по твердости-мягкости – конец слова; перед гласными; для переднеязычных перед твердыми заднеязычными и губными; для [л], [л’] – в любых позициях.

Гиперфонема – это слабая фонема, не приводимая в данных морфемах однозначно к одной из фонем.

Графика – это совокупность начертательных средств того или иного письма; это раздел языкознания, который изучает состав букв данного языка и соотношение букв и звуков.

Алфавит – это совокупность всех букв данного языка, расположенных в установленном порядке.

Орфография – это система правил написания слов; это раздел языкознания, который устанавливает нормы письменной речи.

Разделы орфографии – группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей при передаче слов на письме. Русская орфография состоит из пяти основных разделов: 1) передача фонем буквами; 2) слитные, раздельные и дефисные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графических сокращений.

Принципы основного раздела орфографии – морфологический, фонетический, традиционный, грамматический.

Типы написаний – проверяемое, непроверяемое, противопроверяемое, дифференцирующее, простейшее написание.


V. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ПРАВИЛА ФОНЕТИЧЕСКОЙ ТРАНСКРИПЦИИ

· в фонетической транскрипции используются только строчные буквы русского языка, кроме Е, Ё, Ю, Я;

· текст или отдельное слово заключается в квадратные скобки;

· непременно указывается место ударения в фонетических словах
([ммъ]);

· обязательно обозначается мягкость согласных, кроме всегда мягких [ч], [j]; мягкость обозначается апострофом ([п'н']);

· долгота согласного звука обозначается горизонтальной черточкой над буквой ([мъ]);

· вместо буквы Щ в фонетической транскрипции пишется ['];

· при транскрибировании учитывается ассимиляция и оглушение согласных на конце слова ([трфкъ], [зп]);

· буквы е, ё, ю, я обозначают один звук после согласного и два звука после гласных, после разделительных Ь и Ъ знаков и в начале слова (ср. ел, мел:[jл], [м'л]);

· если буква И произносится как Ы, то она обозначается в транскрипции в соответствии с произношением (жл – [жл]);

· непроизносимые согласные в транскрипции не обозначаются (слнце - [снцъ]);

· звуки [а], [о], [э] транскрибируются следующим образом

Звук и его положение Сильная позиция 1-я слабая позиция 2-я слабая позиция
[а] после твердых согласных [а] [/\] [ъ]
[а] после мягких согласных [а] э] [ь]
[а] в начале слова [а] [/\] [/\]
[о] после твердых согласных [о] [/\] [ъ]
[о] в начале слова [о] [/\] [/\]
[э] после твердых согласных [э] э] [ъ]
[э] после мягких согласных [э] э] [ь]

· сочетания безударных гласных транскрибируются так:

1)<ао>,<оо> – [/\] – в любых позициях на окне – [н /\ /\ кн'], воображение – [в /\ /\ б р/\ ж н'и j ь];

2) <ео>, <еа>, <ио> – на месте <о>,<а> – [/\] – в любой позиции: необходимо – [н'ь /\ п х /\ д' м ъ], неаккуратный – [н' ь /\ к у р т н ы j];

3) <ои>, <аи>, <оу>, <ау> на месте <о>,<а> – [ъ] – в соответствии с правилами поиграть – [п ъ и г р т'], наугад – [н ъ у г т];

· фонетические слова отделяются друг от друга интервалами (пробелами); речевые такты обозначаются вертикальной черточкой (|); фонетические фразы отделяются двумя вертикальными черточками (||);

· в транскрипции нет знаков препинания;

· не допускаются переносы.

2. ПРАВИЛА СЛОГОДЕЛЕНИЯ

Слогораздел проводите в транскрипции. При слогоделении учитывайте принцип восходящей звучности. Если на стыке согласные, то пользуйтесь следующими правилами:

o – tto o – rno o – tro or – to oj – to oj – ro [ма – скъ] [в/\ – лна] [/\ – кно] [кар – тъ] [маj – къ] [в/\ j – на] o – любой гласный r, n, j – сонорные согласные t – шумный согласный

3. ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Ряд Подъем Передний Передне-средний Средний Средне-задний Задний
Верхний   И   Ы   У
Средне-верхний Ь ИЭ ЫЭ      
Средний   Э   Ъ   О
Средне-нижний       /\  
Нижний       А    

4. ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Участие шума Способ образов. Участие голоса   Место образования
      губные   язычные
      губно-губ. губно-зуб. переднеязычные среднеяз задне языч ные
              зубные небно-зубные ср-небн задне-небные
      т м т м т м т м м т м
  взрывные звонк. глух. Б П Б’ П’     Д Т Д’ Т’       Г К Г’ К’
шумные аффрикаты глух.         Ц     Ч      
  фрикативные звонк. глух.     В Ф В’Ф’ З С З’ С’ Ж Ш   Ж’ Ш’     Х   Х’
                      J    
  смычно-проходные носовые М М’     Н Н’          
сонорные   боковые         Л Л’          
  дрожащие (вибранты)             Р Р’      

5. ГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ

Сильная фонема – это фонема, выступающая в сильной позиции, слабая фонема – это фонема, выступающая в слабой позиции. Сильная позиция для гласных – позиция под ударением. Слабая позиция – позиция без ударения. Есть 5 сильных гласных фонем: <а>, <э>, <о>, <и>, <у>, 3 слабые фонемы первого предударного слога: <и>, <у>, <a> (<a> реализуется в аллофонах [/\], [иэ], [ыэ]) и 3 слабые фонемы остальных безударных слогов: <и>, <у>, <a1> (<a1> реализуется в аллофонах [ъ] и [ь]).

6. СОГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ

Сильные и слабые позиции для согласных определяйте в орфографической записи знаками: + (сильная позиция), – (слабая позиция).

Сильные позиции по глухости-звонкости:

1) перед гласными;

2) перед сонорными;

3) перед [в], [в’]

Сильные позиции по твердости-мягкости:

1) конец слова;

2) перед гласными;

3) для переднеязычных перед твердыми заднеязычными и губными;

4) для [л], [л’] – в любых позициях.

Слабые позиции устанавливаются методом исключения сильных.

Слабые фонемы обозначаются индексами

Слабые фонемы Признаки < 1> < 2> < 3>
звонкость-глухость +
твердость-мягкость +

VI. ТЕКСТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Любите книгу всей душой. Ничего нет увлекательнее, замечательнее книги. Я до сих пор помню, как, научившись читать, бросился в этот удивительный, прекрасный мир, который сразу пленил меня своей широтой. Он открыл мне двери в такие просторы, так увлек мое воображение, так много поведал мне рассказов о замечательных людях, событиях, что я навсегда полюбил этого прекрасного друга – книгу (Н. Тихонов)

Я отправился за город в лес поглядеть, заметно ли там приближение весны. Приехал я на маленький полустанок, надел лыжи – и прямо в лес. Очень хорошо в нем в эту предвесеннюю пору! Весна чувствуется еще только в воздухе, но небо уже по-весеннему голубеет, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут легкие белые облака. Небесный ледоход уже тронулся, а земля все еще покрыта льдом и снегом (Г.Скребицкий)

Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, особенно когда впереди есть теплый уголок, где можно обсушиться и обогреться. Земля жадно впитывает влагу, и вы идете по чуть отсыревшему ковру из прошлогоднего палого листа и осыпающихся игл сосны и ели; деревья покрыты дождевыми каплями, которые сыплются на вас при каждом движении (Д. Мамин-Сибиряк)

Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! Как я берег, как я лелеял младость Моих цветов заветных, дорогих; Казалось мне, в них расцветала радость; Казалось мне, любовь дышала в них. (И. Мятлев) До сегодня ещё мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес. Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, наверно, навеки имею нежность грустную русской души. (С. Есенин)
Весна, Весна! И всё ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И тёплый запах талых крыш. Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает. (И. Бунин) Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зеленый дым одетый, Тёплых гроз нетерпеливо ждет; Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит и поёт. (А.К. Толстой)
Слишком я любил на этом свете Всё, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что раскинув ветви, Загляделись в розовую водь, Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. (С. Есенин)   Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное - Дышит запахом мёда и роз. Я утих. Годы сделали дело, Но того, что прошло, не кляну. Словно тройка коней оголтелая Прокатилась во всю страну. (С. Есенин)
Мы встречались с тобой на закате. Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Были странны безмолвные встречи, Впереди на песчаной косе Загорались вечерние свечи, Кто-то думал о бледной красе. (А. Блок) Земля плыла под белым паром, На хвое шелестели свечи, И новый год за годом старым Сошёл на землю издалече. Благоухали звёзды в сотах, Мой дух на волю был отпущен - И третий глаз расцвел, как лотос, Сияя в прошлом и грядущем. (Ю. Мориц)
Есть минуты, когда не тревожит Роковая нас жизни гроза. Кто-то на плечи руки положит, Кто-то ясно посмотрит в глаза... И мгновенно житейское канет, Словно в тёмную пропасть без дна... И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина. (А. Блок) Как любовь возникает? В улыбке? В первом взгляде? В движении глаз? Или знак есть невнятный и зыбкий, О котором не сложен рассказ? Или, может быть, просто так надо, Чтобы ветер прибрежный гремел В золотые часы листопада, Как простой, без раздумья пример? (В. Саянов)
Грязь кругом, а тянет на болото, Дождь кругом, а тянет на реку, - И грустит избушка между лодок На своем ненастном берегу. Облетают листья, уплывают Мимо голых веток и оград... В эти дни дороже мне бывают И дела и образы утрат. (Н.Рубцов) Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящих Я всегда испытываю дрожь. Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле. (С. Есенин)
О, мое счастье и все удачи! Счастье людское землёй любимо. Тот, кто хоть раз на земле на земле заплачет, - Значит, удача промчалась мимо. Жить нужно легче, жить нужно проще, Всё принимая, что есть на свете. Вот почему, обалдев, над рощей Свищет ветер, серебряный ветер. (С. Есенин) И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. (C. Есенин)
Пурпурный лист на дне бассейна Сквозит в воде и день погас... Я полюбил благоговейно Текучий мрак печальных глаз. Твоя душа таит печали Пурпурных снов и горьких лет. Ты отошла в глухие дали, - Мне не идти тебе вослед. (М. Волошин) Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой. (А. Фет)
Как посмел ты красавицу эту, Драгоценную душу твою, Отпустить, чтоб скиталась по свету, Чтоб погибла в далёком краю? Пусть непрочны домашние стены, Пусть дорога уводит во тьму, - Нет на свете печальней измены, Чем измена себе самому. (Н. Заболоцкий) Опять весна ; опять смеётся луг, И весел лес своей младой одеждой, И поселян неутомимый плуг Броздит поля с покорством и надеждой. Но нет весны в душе моей, Но нет уже в душе моей надежды, Уж дольный мир уходит от очей, Пред вечным днём я опускаю вежды. (Е. Баратынский)
Растаял снег, луга зазеленели, Телеги вновь грохочут по мосту, И воробьи от солнца опьянели, И яблони качаются в цвету ... Раскрыты окна. Веет теплый ветер, И легкий пар клубится у реки, И шумно солнцу радуются дети, И думают о жизни старики. (М. Исаковский) Ах, кто не любит первый снег В замерзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру! В деревне празднуют дожинки, И на гармонь летят снежинки. И весь в светящемся снегу Лось замирает на бегу На отдаленном берегу. (Н. Рубцов)
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад – дорога промерзает. Журча ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. (А. Пушкин) Просыпаться на рассвете Оттого, что радость душит, И глядеть в окно каюты На зеленую волну, Иль на палубе в ненастье, В мех закутавшись пушистый, Слушать, как стучит машина, И не думать ни о чем, Но, предчувствуя свиданье С тем, кто стал моей звездою, От соленых брызг и ветра С каждым часом молодеть. (А. Ахматова)  
Живописцы, окуните ваши кисти в суету дворов арбатских и в зарю, чтобы были ваши кисти словно листья. Словно листья, словно листья к ноябрю. (Б.Окуджава) Старый сад всю ночь гудел угрюмо, Дождь шумел, и, словно капли слез, Падал он в холодный снег на землю С голых сучьев стонущих берез. (И. Бунин)
Мы встретились случайно на углу. Я быстро шёл – и вдруг как свет зарницы Вечернюю прорезал полумглу Сквозь чёрные лучистые ресницы. На ней был креп, – прозрачный легкий газ Весенний ветер взвеял на мгновенье, И на лице и в ярком блеске глаз Я уловил былое оживленье. (И. Бунин) Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. (А. Ахматова)  
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. (М. Лермонтов) Я пью за разоренный дом, За злую жизнь мою, За одиночество вдвоем, И за тебя я пью, - За ложь меня предавших губ, За мертвый холод глаз, За то, что мир жесток и груб, За то, что бог не спас. (А. Ахматова)
Догорал апрельский светлый вечер, По лугам холодный сумрак лег. Спят грачи; далекий шум потока В темноте таинственно заглох. (И. Бунин) Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный. (Б.Окуджава)

VII. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Предмет фонетики. Ее содержание. Фонетика общая, описательная, историческая, сопоставительная. Место фонетики среди других разделов языка.

2. Членение звучащей речи. Единицы фонетической цепи. Фонетическая транскрипция.

3. Понятие о звуках речи. Аспекты изучения звука.

4. Речевой аппарат и его устройство.

5. Особенности русского ударения. Понятие об ударении. Фонетическая природа ударения. Типы ударения. Функции ударения. Причины изменения и колебания ударения.

6. Понятие об интонации. Типы ИК в русском языке. Функции интонации.

7. Звуки русского языка. Гласные и согласные звуки.

8. Классификация согласных звуков русского языка.

9. Классификация гласных звуков русского языка.

10. Сочетаемость звуков в современном русском литературном языке.

11. Позиционная мена и позиционное изменение гласных звуков.

12. Позиционная мена и позиционное изменение согласных звуков.

13. Понятие слога и его различные теории. Структура слога в современном русском литературном языке. Правила слогоделения.

14. Орфоэпия. Нормы современного русского литературного произношения, их развитие. Понятие старомосковского произношения.

15. Современные орфоэпические нормы.

16. Функциональный аспект изучения языковых единиц. Фонема и звук. Конститутивные, дифференциальные и интегральные признаки фонемы.

17. Фонологическая система русского литературного языка. Фонологические школы. Понятие фонемы в Московской и Санкт-Петербургской (Ленинградской) фонологических школах.

18. Сильные и слабые позиции согласных и гласных фонем (основные понятия).

19. Состав и система гласных фонем в современном русском литературном языке.

20. Состав и система согласных фонем в современном русском литературном языке.

21. Предмет графики. Русский алфавит. Соотношение букв и звуков в современном русском литературном языке.

22. Слоговой принцип русской графики. Случаи отступления от слогового принципа.

23. Понятие об орфографии и ее разделах.

24. Основные принципы орфографии.

25. Морфологический принцип как ведущий в русском правописании. Нарушения и ограничения морфологического принципа.

26. История русской графики и орфографии.

ЛИТЕРАТУРА

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М.: Просвещение, 1972.

Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1956.

Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка: Учеб. пособие. – СПб., 1998.

Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М.: Просвещение, 1977.

Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М.: Высш. шк., 1993.

Ганиев Ж.В. Русский язык: Фонетика и орфоэпия. – М.: Высш. шк., 1990.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1989.

Журавлев А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1981.

Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку. – М.: Высш. шк., 1995.

Матусевич М.И. Современный русский язык: Фонетика. – М.: Просвещение, 1976.

Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Рус. яз., 1997.

Панов М.В. Русская фонетика. – М.: Просвещение, 1967.

Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. – М.: Просвещение, 1979.

Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. Очерк: Хрестоматия. – М., 1970.

Русская грамматика: В 2 т. – М.: Наука, 1982. – Т. 1.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2-х ч. – Ч. 1. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Современный русский язык: В 3-х ч. – Ч. 1. / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. – М.: Просвещение, 1981.

Щерба Л. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1. – Л.: Издательство ЛГУ, 1958.






Сейчас читают про: