double arrow

Тема 8. Понятие о фонеме. Система гласных и согласных фонем

Задание 1. Повторите термины: фонема, конститутивный признак, дифференциальный признак, интегральный признак, сильная позиция фонемы, слабая позиция фонемы, сигнификативная функция фонемы, перцептивная функция фонемы.

Задание 2. Затранскрибируйте текст. Укажите аллофоны сильных гласных фонем

Еще не посветлело небо и под покровом мрака спят лес и горы, как неожиданно откуда-то прорвется одинокий и невнятный вскрик или стон ... То по лесу пронесся ветерок, отзовется звонким журчанием ручей, и, сожалея о короткой ночи, в старом ельнике уныло прокричит сова или филин (К. Федин)

Задание 3. Охарактеризуйте гласные фонемы в словах:

березка, сырой, чайка, пуля, синий

Задание 4. Определите позиции согласных фонем по глухости-звонкости.

Встреча, кровать, берег, столица, вдруг, сбросить, сбежавший, смерч, ложка, зуб, скандал, переход, бесполезна, декабрь, звать, подберезовик, сварка.

Задание 5. Определите позиции согласных фонем по твердости-мягкости.

Конь, вальс, просьба, банка, ватник, запрет, маскарад, письмо, путник, палка, ельник, нежность, вкусный, верный, снежинка, полночь.

Задание 6. Определите позиции согласных фонем по глухости-звонкости, твердости-мягкости.

Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят ...   Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

(Ф. Тютчев)

Задание 7. Запишите фонемную транскрипцию слов:

зонтик, прелесть, делится, расчет, сгибавший, листопад, кровь.






Сейчас читают про: