Задание 1. Расположите знаменательные слова из текста в алфавитном порядке (слова ставьте в начальную форму).
Прелесть утренней зимы!.. Дни стоят невыразимы, снегу – хоть давай взаймы всем другим бесснежным зимам... Снег и снег, и ель в снегу - в белых пачках – балериной, | снег зажегся на лугу ювелирною витриной. Иней мечет жемчуга, ветка вверх взметнется тенью, и осыплются снега театральным привиденьем... (Н. Асеев) |
Задание 2. Охарактеризуйте буквы в словах (однозначные – многозначные; основное – второстепенное значение).
Съемка, жесткий, переход, сделать, восторг, ясный, обед, цапля, ярость, жук, съезжать, честная, умница, смеяться.
Задание 3. Определите, какими графическими средствами обозначена мягкость согласных в словах:
любить, любовь, бродить, коньки, пень, пальто, соль, синий, провел, борьба, мёрзнуть.
Задание 4. Охарактеризуйте графические средства выражения в словах звука [J]:
май, яма, колея, дыхание, тройка, бой, моя, съесть, варенье, юг.
Задание 5. Определите, в каких словах имеется звук [J] и как он обозначен на письме.
|
|
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой. (А.С. Пушкин)
Задание 6. Охарактеризуйте случаи отступления от слогового принципа русской графики:
цирк, чудо, жизнь, щука, чаща, жюри; йод, майор, бульон, майонез, шиньон, фойе; лесть, пончик, песня, власть, кисть; тест, тембр, индекс.
Задание 7. Приведите из текста примеры применения слогового принципа русской графики и отступления от него.
В полутьме я увидел: стояла За окном, где кружила метель, Словно только что с зимнего бала, В горностаи одетая ель. Чуть качала она головою, И казалось, что знает сама, Как ей платье идет меховое, Как она высока и пряма (С. Маршак) | Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой (С. Есенин) |