Предмет и задачи языкознания. Основные разделы науки о языке. Место языкознания среди других наук. Теоретическое и прикладное языкознание

Языкознание /языковедение, лингвистика/ - наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как его индивидуальных
представителях.

"Введение в языкознание" излагает основные положения лингвистики, явл. первой в системе всех лингвистических дисциплин, изучаемых в вузе, закладывает основы общелингвистической подготовке учителя ин. языка.

Круг задач, которые должно решить языкознание:

1. Установить природу и сущность языка.

2. Рассмотреть структуру языка.

3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосязаны и взаимообусловлены.

4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества;

Как и когда возникли и то и другое;

5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;

6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.

7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный(квантитативный). Последний метод основан на математической статистике.

8. Языкознание стремиться быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.

9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.

10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).

Широкие связи Языкознания с др. науками /благодаря общему объекту познания/ не лишают его самостоятельности как науки, т.е. своего предмета, изучения: Я. изучает язык всесторонне, тогда как др. науки рассматривают лишь отдельные стороны языка.

Традиционно в Я. выделяют следующие разделы: фонетику и фонологию,
грамматику /морфологию и синтаксис/, лексикологию, стилистику. Кроме
того совр. лингвистика включает фразеологию, лексикографию, морфемику,
словообразование и нек. др. разделы.

На стыке Я. с др. науками возникли такие его разделы как социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, математическая лингвистика, паралингвистика, прагмалингвистика, теория коммуникаций, когнитивная лингвистика и нек. др.

Языкознание связано с социальными науками:

-с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.

-Языкознание с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п., и этнография - наука о быте и культуре народов.

-Языкознание соприкасается тесно с этнографией при изучении диалектного словаря - названий крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел.

Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Яыкознание есно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.

-Яыкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.

Теоретическое Я. изучает природу человеческого языка, происхождение, развитие и функционирование, разрабатывает классификацию языков, методы и приемы лингв. исследований.

Прикладное Я. исследует возможности приложения научных знаний о языке к решению практических задач, возникающих в жизни общества:

/I/ до середины XX в. лингвистика решала, практические задачи, ориентируясь на потребности общения человека с человеком: создание систем письменности, обучение родному и ин. языку, перевод с одного языка на другой, составление описаний языков, словарей, грамматик.

/2/ В совр. эпоху науч.-тех. революция поставила перед лингвистикой задачу обслуживания общения человека с ЭВМ создание сложных систем обслуживания ЭВМ посредством языка, делающих возможным прямой разговор человека с ЭВМ, автоматическая переработка, поиск, запоминание и вывод информации в речевой форме, автоматический перевод с одного языка на другой, программированное обучение и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: