Классификация структуры рынка

1. В зависимости от соотношения спроса и предложения

§ Рынок продавца. Вид рынка, где спрос на товар больше, чем его предложение. Черты рынка продавца:

- наличие дефицита;

- недостаточное качество товара;

- высокие цены.

Для России характерен рынок продавца: высокая степень монополизма, высокие цены - до 200% торговой наценки, насыщенность товаров составляет 80% от потребностей.

§ Рынок покупателя. Тип рынка, где предложение превышает спрос. Основные черты:

- отсутствие дефицита;

- улучшение качества продукции;

- тенденция к снижению цен.

2. По экономическому назначению объектов рынка

§ Рынок товаров и услуг. Рынок, на котором домашние хозяйства осуществляют покупку товаров и услуг для личного потребления.

§ Рынок ресурсов. Купля-продажа первичных (труд, земля, капитал, предпринимательская способность) и промежуточных (полуфабрикаты) ресурсов.

§ Финансовый рынок. Купля-продажа финансовых средств (денег, валюты, ценных бумаг, ссудных капиталов).

§ Информационный рынок. Купля-продажа информационного продукта (деловой, коммерческой, научной и другой информации). В России он находится в процессе формирования.

§ Рынок интеллектуального продукта. Купля-продажа услуг культуры, здравоохранения, образования, инноваций, а так же любого информационного продукта, возникающего в результате духовной деятельности.

3. По географическому принципу

§ Местный рынок. Сфера обмена охватывает территорию области, края, города.

§ Региональный рынок. Территориальный рынок с ярко выраженными региональными особенностями.

§ Национальный рынок. Совокупность рынков, действующих в пределах какой-либо страны.

§ Мировой рынок. Отношения купли-продажи между представителями различных стран, характеризующиеся крупномасштабностью и регулярностью товарных сделок, ведением расчетов в свободно-конвертируемой валюте.

4. По степени ограничения конкуренции

§ Рынок совершенной конкуренции. Рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом к информации.

§ Рынок монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся товары.

§ Чистая монополия. Рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара или услуги, контролируя всю или большую часть производства. Частный случай - монопсолия, то есть монополия покупателя.

§ Олигополия. Рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка.

5. По отрасли

§ Автомобильный, компьютерный и т. д.

6. По характеру продаж

§ Оптовый рынок. Продажа экономических ресурсов, товара и услуг крупными партиями между фирмами.

§ Рынок розничной торговли. Продажа товаров и услуг для конечного личного потребления.

Завершая данный вопрос, можно сделать следующие выводы:

1. Отношения между субъектами закрепляются в праве собственности.

2. Различия в формах собственности проявляются в пучке правомочий, которыми располагает субъект.

3. В процессе обмена те или иные права передаются наиболее эффективному собственнику.

4. Спецификация прав собственности обуславливает экономическую эффективность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что Вы понимаете под правом собственности?

2. Возможна ли ситуация, когда у одной и той же вещи есть несколько собственников?

3. При каких условиях наличие нескольких собственников препятствует эффективному использованию ресурсов?

4. Почему спецификация прав собственности необходима и выгодна субъектам рынка?

5. Почему неоинституциалисты предпочитают англосаксонскую модель романо-германской модели?

6. Что понимается под экономическим кругооборотом?

7. Покажите на примере взаимодействие между рынком товаров и услуг и ресурсным рынком.


4. Институциональная структура рынка и трансакционные издержки

Экономические связи между людьми, способы их взаимодействия, становясь повторяющимися, устойчивыми, нормами и правилами поведения, закрепляются в институтах.

Институты – формальные и неформальные нормы поведения, позволяющие индивидам координировать свои действия.

Формальные нормы поведения – нормы поведения, зафиксированные в законе (институт частной собственности, акционерное общество, условия осуществления предпринимательства и т.д.).

Неформальные нормы поведения могут проявляться в включении наиболее выгодных партнеров в рамки семейно-родственных и социальных структур (коррупция, мафия, нелегальная экономическая деятельность).

Появление институтов связано с углублением общественного разделения труда, которое обусловило переход от персонифицированного обмена (когда субъекты друг друга хорошо знали) к обезличенным экономическим связям.“… разделение труда вызывают необходимость развития институциональных структур, которые позволяют людям предпринимать действия, построенные на сложных отношениях с другими людьми – сложных как с точки зрения индивидуальных знаний, так и с точки зрения временной протяженности”.

Д.К. Норт, Институты и экономический рост: историческое введение.THESIS, Т.1, вып.2, М.: Начала-Пресс, 1993. – С. 71.

Второй причиной появления институтов является усиление неопределенности в экономической среде: т.е. возникновение явлений, которые субъекты не могут прогнозировать (отсутствие знания о потенциальном спросе, покупатель не сориентирован в разнообразном ассортименте товаров и т.д.). Для упрощения информационного обмена между субъектами необходимы устойчивые правила: “приходится создавать сложные институциональные структуры, которые ограничивали бы участников и тем самым минимизировали бы потери от вышеперечисленных причин”.

Д.К. Норт, Институты и экономический рост: историческое введение.THESIS, Т.1, вып.2, М.: Начала-Пресс, 1993. – С. 71.

Институциональная структура рынка – это система взаимосвязанных институтов, являющаяся результатом многовековой социально-экономической эволюции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: