Мышление как активный процесс отражения мира. Виды мышления. Язык как материальная основа мышления в его словесно-логическом виде

Мышление – это активный процесс отражения объективного мира, высший продукт особым образом организованной материи – мозга. Мышление уже сознания, т.к. не включает эмоции, волю и др. психические акты. Соотношение мышления и языка – вечные проблемы, которые занимают философию, биологию, психологию, языкознание, кибернетику, когнитологию.

Процессы мышления проявляются в трех основных видах в их взаимодействии:

1) Практически-действенное мышление, свойственное всем животным. Проявляется в цепочке осознанных действий, которые ведут к цели. Оно совершается в ходе практической деятельности и направлено на решение практических задач. Пример – ориентировка на местности.

2) Наглядно-образное мышление. Основано на памяти и воображении. Присуще любому человеку, но в наибольшей степени людям творческих профессий.

3) Словесно-логическое мышление. Имеет абстрактный характер, связано с языком как средством материализации мысли. Но абстрактное мышление нельзя связывать только с языком. Оно осуществляется с помощью и других систем знаков, как абстрактных, так и конкретно- образных, например, язык искусства.

Участие языка в процессе познания наглядно представлено в работе Мечковской Н.Б. «Социолингвистика». Оно разноаспектно:

1. Язык участвует в мыслительных операциях (сравнения, анализа, синтеза), в формировании и формулировании понятий, суждений, умозаключений, в механизмах памяти.

2. Язык участвует в хранении и передаче от поколения к поколению общественно-исторического опыта людей. Это находит выражение в

а) семантической системе словаря и грамматики (= «библиотека значений»);

б) в устных и письменных сообщениях (= «библиотека текстов»). Библиотека значений неглубока, наивна, но она открыта всем, это важно для познания, процесса социализации. А библиотека текстов более глубокая. Она дает научное объяснение понятий о мире, но подразумевает специальное обучение.

Язык и мышление – это особые автономные феномены.Каждый изнихимеет свою историю, механизм, природу и функции.

Только с помощью языка мысль индивида может стать частицей общественного сознания, достоянием общества. Естественно, язык и мышление взаимодействуют. Развитый язык содействует развитию мышления.

Мышление и речь выполняют разные функции. Внешняя речь – функцию общения, а мысль эту функцию не выполняет. Речь произвольна, а мысль может быть спонтанна. И для языка, и для мышления очень важна память. Мышление в единстве с памятью – основа интеллекта. Речь = превращение мысли в слово. Мысль шире речи (=> «муки слова»). С другой стороны речь богаче мысли (одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Речь передает также эмоции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: