Основные позиции в вопросе о происхождении языка в зависимости от роли человека, сознательного и бессознательного. Версия происхождения языка в разных религиях мира

Язык неотделим от человека. Нет общества без языка. Первые ответы на вопросы происхождения языка – в мифах и библейских легендах.

Евангелие от Иоанна: в начале было Слово, и Слово было Бог.

Бог творил словом (Книга Бытия). В главе II той же книги – «молчком», потом привел к Адаму всех тварей, чтобы Адам дал им имена. Таким образом, уже в Библии две точки зрения: 1. Язык не от человека 2. Язык от человека.

Над божественным происхождением языка иронизировали даже священнослужители в средневековье.

Бог дал людям дар речи, но не открыл название вещей.

Гете, «Фауст»: logos – идея, первооснова всего.

Древнейшие представления о происхождении языка основаны на получении языка от высших сил.

Например, письменный памятник в Египте гласит: высший бог Птах дал имена всякой вещи. Бог одаривал людей языком.

Индийский памятник Ригведы: речь идет об отцах – установителях имен (V в. до н.э.). В древнем индийском гимне: о всеобщем творце-ремесленнике, который создал все в мире.

Арабы: языком одарил Аллах.

Библия объясняет различие языков (Вавилонская башня).

Др. Египет (IV в. до н.э.), правление Аменхотепа: бог Атон вкладывает язык в рот каждого младенца и одаривает всех разными языками.

Даосизм (V-IV вв. до н.э.). Дао – это некая сила, предшествовавшая всему, которая создала всё в мире, в том числе богов. Земля живет по законам неба, небо следует законам Дао, а Дао не подчиняется никому. Если правители будут следовать законам Дао (называть вещи своими именами), то в мире будет порядок.

Конфуций (IV в до н.э.) возлагал на правителя ту же ответственность.

Все это логосическая концепция происхождения языка.

Первые сомнения в божественном происхождении языка появились в античном мире (I в. до н.э.). Античные философы пришли к выводу, что язык создали сами люди. Они вели долгий спор: создан ли язык от природы или по договоренности. Сторонники отприродности языка (Гераклит) утверждали, что имена – это тени или зеркальные отражения вещей. Имена соответствуют сущности предметов, и познать сущность => познать имя. В качестве аргументов – тексты проклятий, молитв, когда слово производит действие. К тому же звуки языка близки звукам природы. Сторонники теории договоренности (Демокрит): имена даются по договоренности. Аргументы: разные языки называют одну и ту же вещь по-разному. Платон, диалог о происхождении языка «О правильности имен»: устами Гермогена Платон говорит в нем: «Ничто не мешает, чтобы то, что ныне называется круглым, было названо прямым, и прямое – круглым, от этого имена не будут менее прочными!» Указывалось на то, что одна и та же вещь в разных языках называется по-разному. И в одном и том же языке может быть несколько имен для одной и той же вещи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: