1 контакт - заимствования путём географической/культурной связи. заимствуются слова, аффиксы, отдельные выражения. не заимствуются: аффиксы формообразования (грамматические показатели), служебные слова, части тела, счёт, термины ближайшего родства, эл-тарные глаголы "ходить, есть"
2 исконное родство - имеется праязык, но ввиду различных изменений один язык разбивается на несколько. эти языки объединяются в языковую семью.
не позже 3 тыс. до нашей эры происходит разложение праиндоевропейского языка.
внутри семьи различают группы. в славянской группе - праславянский язык, в германской - прагерманский. до 6 в н.э. - период существования этих праязыков.
субстрат ("подстилка") - язык "аборигенов", язык, вытесненный из употребления другим языком, чаще всего языком пришельцев, но оставивший следы в виде материальных заимствований.
суперстрат - язык "завоевателей".
изучение языкового родства относится к области сравнительно-исторического языкознания.
сравниваются генетические тождественные слова и формы родственных языков, и восстанавливаются их первоначальный вид, проформы.
|
|
сравнительно-исторический метод делает упор на этимологию.
окончание с в ед ч им п.
волк
вовк
vilk
vlk
влькъ
vilkas
vilks - лат
вълк
вук
vikah - др-инд
lykos - др-греч
wults - готский
сын
syn
син
cынъ
sunus - лит
souns - др-прусс
sunuh - др-инд
hyios - др-греч
значение юсов большого и малого было восстановлено благодаря родственным языка, проявляющим большую консервативность.
1 неносовый гласный + носовой согласный
2 носовой гласный (юсы)
3 неносовой гласный
ager поле
sacer священный
*agros
*sacros
после открытия таблицек 6 в до нэ было найдено: sakros.
непохожие слова могут быть родственными
азъ - ich (ch -> k (закон 2-го передвижения) k -> g (закон 1-го передвижения) ("ego") g -> z)
похожие слова могут не быть родственными
Feuer - feu
(f = p)
pyr - огонь, др-гр
pir - умбрский язык
hur - армянский (h = p)
feu = fuoco, fuego очаг -> focus лат очаг
habe - habeo
habe = kabe = capio лат беру.
№1 объект ЯЗ. ЯЗ как научная дисциплина
объект - Я
предмет - Я с т.з. его научного рассмотрения. (дополненный точкой зрения исследователя)
ЯЗ, как и всякая наука, развивается
-в сторону объекта (в смысле всё более узкого представления объекта) и
-предмета (в смысле всё большего расширения предмета):
-в аспекте метода (ищет всё более специальный метод рассмотрения объекта, совершенствует методологию) (метод развивается в аспекте гибкости и специализации)
гибкий - комплексный, всесторонний
специализация - у каждой науки дб свой метод. у ЯЗ - грамматический, функциональный анализ
|
|
другими словами, и широта применения и применимость к объекту
метод должен отвечать сущности объекта. это не внешняя операция, приложимая к реальности.
высшая форма представления объекта - понятие об объекте
в этом понятии 3 момента:
1 природа
2 сущность
3 внутреннее противоречие в объекте (в ЯЗ - противоречие между знаковой сущностью и всеобщими условиями и внутреннее противоречие в знаке (форма/содержание, означаемое/означающее)
№2 связь ЯЗ с другими дисциплинами
ЯЗ связано со многими гум.дисциплинами
оно развивается как специальная дисциплина, но и в тесном взаимодействии с другими:
философия - теория Я, общее ЯЗ
логика
культурология - лингвокультурология
семиотика
социология - социолингвистика
математика - в прикладном ЯЗ применяются мат методы
филология - ЯЗ предлагает новые методики рассмотрения текста, "лингвистика текста"
коммуникативная лингвистика
№3 связь ЯЗ и филологии. место ЯЗ в контексте современного ФЛ знания.
ЯЗ когда-то развивалось как часть ФЛ и вычленяло язык эмпирически
на рубеже 19-20 вв возникает собственно теоретическое ЯЗ, когда возникает понятие сущности ЯЗ
ЯЗ отличается от ФЛ по объекту, у ФЛ - текст, у ЯЗ - язык.
как только наука осознаёт свой объект, рождается специальный подход к объекту
№4 структура науки о языке итд
общее (обращено к сущности Я, затрагивает все языки) - частное ЯЗ (обращено к 1 Я или группе языков)
общее:
1 формально-сопоставительный метод
(поиск ближайших оснований родства между языками на сопоставительном уровне)
сравнительно-историческое ЯЗ
типологическое ЯЗ
ареальная лингвистика
2 абстрактно-логический метод
логическое изучение Я
концептуально-эстетические основания изучения Я
семиотический анализ яз.фактов
3 поиск междисциплинарных критериев (поиск общих осований на основе функциональных критериев. здесь на частном материале делаются выводы общего порядка:)
социолингвистика
психолингвистика
лингвокультурология
частное - как правило, является описательным. описание конкретных языков. может подразделяться на яз.уровни.
1 межъязыковое сопоставление (общее или частное, "сопоставительная лексикология франц.и рус. языков"): уровневое, формально-типологическое, сопоставительное, ("арабистика, романистика, китаеведение")
2 ("лексикология рус.языка", "фонетика франц. языка")
намеждисциплинарном уровне в рамках ФЛ выделяются:
1 лингвориторика
2 лингводидактика (принципы подачи учебного материала)
3 теория перевода
4 лингвистика текста - ЯЗ помогает филологии
5 лингвопоэтика - ЯЗ помогает литературоведению, эстетике
№5 язык как объективная реальность. аспекты проявления.
объект мы отрываем от ощущений.
как мы можем представить объект? у языка 3 аспекта проявления:
1 текст - э
2 речевая деятельность - э
3 абстрактная структура - т
э - эмпирические, т - теоретический
здесь можно разграничить Я и речь.
Я - абстрактная структура
речь - внешнее проявление фактов Я.
речь - явление сущности (языка).
Я проявляет себя через речь.
речь можно понимать двояко:
1 явление -> сущность (в слове "стол" узнаём значение "стол") -- это уровень Я. речь, данная в восприятии. статичное узнавание.
2 сущность -> бытие (мы устанавливаем, в чём специфика проявления этой сущности) (адекватно ли употребляется слово "стол"? не приписаны ли ему некие новые значения?) бытие - проявление сущности. сущность всегда проявляется по-новому. -- это уровень речи. речь в аспекте понимания.
(Соссюр: язык - langue, речь - parole (1) или discourse (2))
№6 понятие об объекте. эмпирический и теоретический принцип разграничения объекта.
признак науки - возможность представить объект абстрактно, "в пробирке".
|
|
знаковость даёт нам возможность представить язык в отрыве от его всеобщих условий сузществования. мы видим его граматику, фонетику, лексику.
...
№7 природа и сущность языка (новое в этом курсе!)
1 Сущность - те качества вещи, в рамках которой любой объект есть то, что он есть (=собственные качества вещи)
("сущность - ближайший род и видовое отличие" (аристотель))
Природа - всё полнота необходимого определения сущности в аспекте бытия (например, когда суёшь руку в огонь - больно)
природа = сущность + бытие
2 Сущность языка - языковая знаковость
Природа языка - всеобщие условия существования языка (3: сознание/мышление/познание, коммуникация, общественное сознание/культура)
(некоторые лингвисты говорят, что сущность - в одном из 3 аспектов природы)
(род языка - другие знаковые системы)
сущность знаковости - в том, что она произвольна, условна
№9
виды знаков
1 сигнал - е
2 символ - е
3 языковой знак - и
что отличает языковой знак от других видов знака? тем, что связь формы и содержания в нём искусственна, немотивирована, произвольна
сигнал, символ - естественные формы знака.
...есть языки, где нет времени, где есть щёлкающий звук.
сигнал всегда несёт на себе функцию указания, команды
"в символе содержится рудимент естественной связи формы и содержания" (Соссюр)
в сигнале - физическая связь формы и содержания
в символе - иконическая, изобразительная связь формы и содержания
в яз.знаке - условная.
вершина сигнала - указание
вершина символа - образ
яз.знак - обозначение
культурно-историческое значение: совершенство этого вида знаковости по ср-нию с другими видами знаковости. в основе этого совершенства лежит абстракция. в ней можно выдеить 2 момента:
1 абстрактное понимание реальности (дерево - это не конкретное дерево, а дерево вообще)
2 внутренняя взаимная абстракция формы и содержания (то есть взаимная немотивированная связь. форма знака (слова) не предписывает нам способ понимания реальности)
результатом этого совершенства является свобода человеческой субъективности "я так понимаю, а ты так понимаешь".
|
|
В суевериях и мифах мы видим отсутствие этой свободы.
№10 структура языкового знака
: форма и содержание
содержание - объективный аспект, форма - субъективный аспект.