Г - способ взаимосвязи высшей материальной единицы системы с высшей функциональной единицей системы (система = язык).
(= способ вхождения ВМЕС в ВФЕС)
в китайском, вьетнамском неразвитость морфологии приводит к стиранию грани между словоизменением и словообразованием. словообразование становится функциональным, превращается в словоизменение.
одно слово - и глагол, и прилагательное, и наерчие, и существительное..
в них стирается соотношение между формальным коммуникативным синтаксисом.
во флективных языках может быть конверсия (военный сущ - военный прил)
взгляды на синтаксис
1 как на словосочетание
2 субъект-предикат - центральное
предикация - утверждение сказуемого относительно подлежащего.
отнесённость содержания предложения (высказывания) к действительности.
предикация также противопоставлена в предложении функции номинации.
предложение, по сути, результат столкновения этих двух ф-й.
только абсолютное отрицание порождает диалектику. абсолютное отрицание даёт абсолютное тождество. мы видим это в субъект-предикатном отношении и в предикации-номинации.
|
|
номинация = "дерево" (имено это дерево,- слово выполняет функцию именования). знак абстрактный или знак феноменологический?
номинация = предикация
"достичь номинативной вершины может только функция предикации".
номинация - лишь относительная вершина феноменологизации знака. в имени раскрывается не только отношение объекта ко мне, но и моё отношение к объекту.
предикация также порождает свои модусы. появляется модальность предложения.
Актуальное членение предложения
1 природа и сущность актуального членения предложения. история изучения феномена актуального членения предложения в лингвистике
2 отношение актуального членения к грамматике предложения
3 контекстная функция АЧП
книга лежит на столе
на столе лежит книга
смысловое ударение выражает коммуникативную направленность предложения
АЧП - смысловое выделение того или иного эл-та предложения в соответствии с целью коммуникации.
здесь также переворачивается предикативное отношение: на столе лежит книга ("книга" утверждается по отн-ию к остальному предложению).
то есть формальными средствами утверждается одно, а интонационными - другое.
впервые на это обратили внимание в нач 18 в французы (Анри Вейн)
во фр.яз жёсткий порядок слов
в конце 19 в (80-е) на это обратили внимание младограмматики
"психологическое ЧП" -> АЧП (с сер 20 в)
если в грамматике мы выделяем С и П, то в АЧП - психологические субъект и предикат (Герман Пауль)
очень часто возникает рассогласование и психологически и формально
|
|
в 30-40 гг 20 в на это явление обратили внимание члены Пражского лингвистического кружка
Матезиус (дал название феномену) выявил универсализацию этого явления в языке. Это явление, как он считал, имманентно языку. Паралельно он отказывается от генетической трактовки (как раньше). Теперь только синхронически (как сейчас). Матезиус связывает АЧП с функцией порядка слво (с линейным синтаксисом). "Основная функция порядка слов - выражать АЧП". эту формулу экстраполировали почти на все языки, не совсем оправданно.
"Это самое характерное явление в каждом языке".
Связь синтаксического и актуального ЧП лежит в каждом языке. Оно лежит в основе чувства языка.
Недопустимо переносить принципы актуального членения из родного языка в иностранный.
АЧП выражает смысловую направленность высказывания в соответствии с познавательной и коммуникативной задачами речи.
два аспекта высказывания
1 высказывание
мы используем термин "предложение", когда говорим о формально-синтаксическом членении (подлежащее).
когда мы выделяем коммуникативное членение, мы именуем эту структуру высказыванием
2 предложение
предложение - это
1 знак высказывания.
2 способ фиксации объекта в предмете речи
предложение является коммуникативной единицей не само по себе, а как высказывание.
Предложение как таковое - кульминация языка.
Но не предложение, а высказывание нас интересует. Высказывание - базовая единица текста.
Здесь мы видим переход от грамматики к риторике. Мы постигаем риторический механизм грамматики.
В предложении сказуемое утверждается относительно подлежащего.
Может ли усиливаться утверждение сказуемого отн-но подлежащего. НЕТ! Утверждение сказуемого относительно подлежащего не подлежит экспрессивному усилению.
Утверждение ремы относительно темы - подлежит.
Рема - цель высказывания. Тема - смысл (смысловая основа) высказывания. Предложение - статический аспект высказывания, где фиксируется опр-ная картина мира. АЧП - динамический аспект высказывания. Высказывание - контекстное развитие мысли.
Сущность АЧП в том, что оно выражает переход от 1 мысли к другой в рамках более широкого текстового построения.
Тема высказывания выражает смысловую опору высказывания на предыдущие (высказывания) (выражает смысл предыдущего контекста).
Тему и рему называли "данное" и "новое".
Функциональная перспектива предложения - другой термин для АЧП.
Смысл: органическое содержание в речи не может быть границей содержания.
Рему называют остановкой мысли.
Какие смыслы отражает АЧП и способны определять содержание высказывания?
1 предметные смыслы
2 эмоция
3 оценка
(изменяются)
Какие смыслы не способны определять содержание высказывания?
1 стиль
2 эстетическая окраска.
(не изменяются)
мысль - это шаг. у неё должен быть конец.
эмоция - это то, что может усиливаться; всё, что стимулирует нашу способность к действию или усиливает её (Спиноза).
рема - сосредоточение оценочных смыслов в данном высказывании.