Тема 22. Оценка адекватности питания по витаминному составу

Учебная цель: ознакомиться со значением витаминов в питании, причинами возникновения гипо- и гипервитаминозов, методами их профилактики.

Практические навыки: научиться подбирать набор продуктов для корректировки недостаточного содержания витаминов в рационе.

??

1. Значение витаминов в питании. Классификация витаминов.

2. Факторы, определяющие потребность в витаминах; причины возникновения гипо- и авитаминозов, гипервитаминозов.

3. Физиологическая роль витамина С. Продукты, являющиеся его источником. Факторы, способствующие его разрушению и стабилизации. Правила хранения и переработки продуктов – источников витамина С.

4. С-витаминизация готовых блюд на пищеблоке.

5. Физиологическая роль витаминов группы В, потребность в них, продукты - источники этих витаминов.

6. Жирорастворимые витамины (А, Д, Е, К), физиологическое значение, продукты - источники этих витаминов.

7. Методы диагностики витаминной недостаточности.

": решите ситуационные задачи:

1. При плановом обследовании средней общеобразовательной школы № 78 было установлено, что С-витаминизация проводится лишь в весенний период, витаминизируются третьи блюда, витаминизация проводится с первого по четвертый класс, журнал С-витаминизации отсутствует. Оценить организацию С-витаминизации в средней общеобразовательной школе № 78. Укажите специалиста, осуществляющего С-витаминизацию. Разработайте план мероприятий.

2. При периодическом медицинском осмотре рабочих нефтяной скважины, работающих в условиях Крайнего Севера, были отмечены следующие симптомы: побледнение слизистой оболочки губ в области углов рта, трещины, язвочки в области углов рта, язык бледный, на увеличенном в объеме языке продольные и поперечные трещины. Опрос выявил жалобы на преждевременное утомление, периодическую слабость, головокружение. Со стороны внутренних органов отклонений не обнаружено. Установите предварительный диагноз. Наметьте план действий.

&: приложения №№ 23, 24, 32, 49, 50, 59.

Р а б о т а н а з а н я т и и:

Решить ситуационные задачи:

1) На пищеблоке дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) проводится С- витаминизация третьих блюд. Периодически осуществляется подогрев витаминизированных блюд. Рассчитать количество аскорбиновой кислоты для проведения С-витаминизации коллектива из 200 детей, находящихся в ДОУ, из них 20 – в возрасте до 3 лет и 180 – от 3 до 6 лет. Решение представить в виде заполнения журнала С-витаминизации. Обоснуйте выбор блюда для проведения витаминизации. Оценить организацию С-витамини-зации в ДОУ.

2) 13 мая к Вам - врачу войсковой части, обратились девять солдат с жалобами на общую слабость, быструю утомляемость, головокружение, кровоточивость десен при чистке зубов и надкусывании хлеба, шелушение кожи. У всех обратившихся осмотр показал сухость кожных покровов, пигментацию и кровь в отверстиях волосяных фолликулов, цианоз губ и ушных раковин. Отклонений со стороны сердца и легких не обнаружено. Всех солдат Вы направили в госпиталь, где провели обследование всего личного состава, с использованием в качестве предварительной диагностики капиллярной пробы, в результате которого была установлена повышенная проницаемость капилляров у 70% личного состава. Установите предварительный диагноз. Разработайте дальнейшие действия.

3) Оценить суточный продуктовый набор по содержанию в нем витаминов А и С для мужчины 28 лет, врача-хирурга Петрова И. А. (табл.). В заключении отразить: 1) достаточность содержания витаминов в рационе Петрова И.А.; 2) возможные последствия подобного питания. Дать рекомендации по устранению недостатков.

Таблица

Содержание витаминов А и С в суточном рационе Петрова И. А.

  Наименование продукта   Вес, г Содержание витаминов в 100 г продукта, мг Содержание витаминов в данном количестве продукта, мг*
А С А С
Хлеб ржаной          
Колбаса докторская          
Картофель отварной          
Крупа перловая          
Макароны в/с          
Рыба минтай          
Чай черный          
Печенье          
Карамель          
Сахар          
Итого:        

* - учесть потери витамина С при хранении в домашних условиях и кулинарной обработке продукта (для картофеля они составляют около 60%)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: